Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение толкований норм шариата






В исламской религиозной мысли шариат представлен некой системой, которая в любой момент времени и периода удовлетворяет всем необходимым критериям. Но речь не идет о том, что в Писаниях содержатся все готовые правила поведения для любой необходимой ситуации. По данному поводу очень интересно пишет Л.Р. Сюкияйнен, образно представляя, что для некоторых ситуаций в Коране и сунне уже есть готовая одежда, а для других ситуаций в них даны лекала, для самостоятельного изготовления одежды с помощью данного лекала. Исламские ученые говорят о том, что шариат сам дает им возможность принимать и следовать «новым» нормам, если речь о них не идет ни в Коране, ни в сунне. Все толкователи норм шариата, в доказательство законности (с религиозной точки зрения) своей деятельности разъяснения норм, приводили хадис, в котором рассказывалась беседа Пророка с Муазом, который был назначен правителем в Йемен, а как было принято правитель также возглавлял должность судьи, Пророк спросил Муаза: «Когда будешь решать какое-либо дело, чем ты будешь руководствоваться?», Муаз ответил «Книгой Аллаха», тогда Пророк спросил «А если не найдешь ответа в Ней?», тот ответил «Буду искать в сунне Пророка», тогда Пророк снова спросил «А если и там не найдешь ответа?», «Тогда буду решать по велению сердца своего и ума», - ответил Муаз, данный ответ удовлетворил Пророка и он дал свое благословение. Этот хадис показывает то, что возможна деятельность по формированию норм на основе рационального толкования норм Корана и сунны, Эта деятельность получила название «иджтихад» (с араб. «усилие, усердие») –прилагать усилия для формирования нормы на основе Корана и сунны, то есть самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам, а сами люди – толкователи «муджтахиды» те, кто является знатоком Корана и сунны. Итогом данной деятельности муджтахидов становилось то, что толкуя общие принципы и положения Корана и сунны, они придавали им юридическое значение и использовали для решения дел судебного и иных характеров. Характерным является то, что нормы, которые «прямо» содержались в Писаниях, не могли толковаться мджтахидами, что является одним из принципов толкования, который гласит: «Иджтихад не допускается по вопросам, предусмотренным священными текстами». А только при случае, если в «священных источниках» не находилось соответствующей или «нужной» нормы, создавалась новая, путем различных логических приемов, например, с помощью так называемого кыяса – прием формирования норм, суждение по аналогии, то есть источником этих норм служила доктрина, сами нормы в основном регулировали внешнее поведение людей. К IX веку деятельность муджтахидов была приостановлена, то есть толковать нормы уже не разрешалось, а позволялось лишь выбирать уже сложившиеся нормы-толки. То есть если до этого судьи при решении какого-либо дела, не находя ответ в Коране или сунне, могли сами толковать норму, применимую к данному делу, то теперь они должны были выбрать уже сформированную норму, которая на их взгляд была более уместна и справедлива в отношении конкретного дела.

Говоря обобщенно, если в начале создания самой религии ислам и вплоть до VIII-IX вв. источником исламского права являлись только Коран и сунна, то начиная с указанного периода источником стала доктрина. Васильев А.А. выделяет следующие объективные причины того, что доктрина стала источником мусульманского права:

- Пробельность Корана и сунны, то есть они не могли и не освещали все правила, в которых нуждалась мусульманская община, следовательно, они не могли регулировать в полном объеме отношения, которые касались внешнего поведения мусульман в, так называемых, мирских делах;

- Устойчивость Корана и сунны, в том плане, что они были неизменяемы в силу своего религиозного священного значения;

- Многочисленные а, порой, и противоречащие хадисы, которые приводили сподвижники Пророка и его приближенные, которые требовали научной обработки религиозных мыслителей и знатоков.


 

Билет 77. Доктрина в Исламском праве.

Ислам (с араб. «покорность», «преданность») - одна из самых крупных религий мира, которую исповедывают около миллиарда земного населения, и число это возрастает с каждым днем. Мусульмане, – люди, религией которых является ислам, живут примерно в 55 странах мира.

Необходимо обозначить сразу, что помимо своих религиозных функций, ислам также является непосредственным регулятором общественных отношений, который охватывает в наиболее общих, а иногда, наоборот, в конкретных чертах правила внешнего поведения мусульман. Основной идеологией ислама является шариат (с араб. «шара-а» - «предписывать»)- жизненный путь, который должен пройти праведный мусульманин. Этот путь описан в «книге Аллаха» - Коране (с араб. «чтение»), которая была передана Пророком Мухаммедом, который в историческом аспекте является создателем религии. Его поступки, поведение, высказывания, которые считаются образцом для всех мусульман, называется сунна, о которой последующие поколения узнают из преданий, обычно их записывали и запоминали сподвижники и приближенные Пророка, эти предания называются хадисами (с араб. «передавать сообщение»).

Фикх

Доктрина толкования норм получила название «фикх» (с араб. «глубокое понимание», «значение». Л.Р. Сюкияйнен выделяет два значения фикха: первое- это правила внешнего поведения, а второе- область исламского знания, основой которой является иджтихад, то есть изучение и толкование нормативных предписаний Корана и сунны. Природу фикха лучше, по словам Сюкияйнена, раскрывают слова исламского ученого Ибн-Хальдуна (1332–1406): «Фикх – это знание ниспосланных Великим Аллахом правил, которые оценивают поступки всех тех, кто должен подчиняться этим заповедям, как обязательные, осуждаемые, поощряемые, запрещаемые или дозволенные. Указанные правила получаются из Писания (т.е. Корана), сунны или иных источников, которые для распознавания этих норм установил Законодатель (т.е. Аллах). Извлеченные из таких источников нормы также называются фикхом». Можно сказать, что фикх как наука является нормативной частью шариата, в этом смысле некоторые ученые обосновывают, что фикх и исламское право являются однозначными понятиями. При этом фикх нельзя назвать источником права в современном понимании, так как выработка норм осуществлялась не с позиции и принципов права, а по принципам шариата, что лишь приближало исламскую мысль к юридическим началам, фикх выступает как некоторая конструкция, которая формирует правила внешнего поведения, приближая их содержания к юридическим.

Нормы, которые толковались всеми школами фикха одинаково получили название «иджма».

Наибольшее развитие получили четыре школы фикха, которые были названы в честь их основателей: ханафитская школа фикха (в честь Абу Ханифа), маликитская (в честь Малик ибн Анасса), шафиитская (в честь Аш-Шафии), и, наконец, ханбалитская школа фикха (основателем которой был Ахмад ибн Ханбал). Нужно отметить особенность плюрализма данных школ, одна школа не могли признать неверными или неправильными нормы-толки другой, новая норма не вытесняла предыдущую. А судьи в основном учились в одной определенной школе фикха, а после, принимая решения, использовали нормы, которые были выработаны в их школах.

Роль фикха не оценить нельзя, так как именно он стал причиной создания доктрины, которая приравнивается исламскому праву. Объяснить это можно тем, что хотя истоки у данной доктрины были религиозные, но постепенно в связи с реальным бытием, которое развивалось в экономической, социальной, политической сферах и выражало необходимость в усовершенствовании существующих положений так называемых законов шариата.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.