Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие формы государства, ее элементы.






 

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содер­жание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения егосущности означа­ет выявить, волю и интересыкаких слоев общества, групп, классов оно, в первую очередь, выражает и защищает. Рассматривать госу­дарство под углом зрениясодержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же госу­дарство с точки зрения егоформы - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления госу­дарственной власти.

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленны­ми, неизменными. Под влиянием множества экономических, соци­ально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю исто­рию развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах госу­дарства. Предлагались самые различные подходы и варианты ре­шения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоре­чивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строе­ние;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признакамиреспубликанской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства; взаимная ответственность личности и государства

2. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

В отличие от формы правления, организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все современные государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - это единое цельное госу­дарственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для решения общих задач. Конфедерация представляет собой форму межгосударственного устройства.

3. Форма государственного режима представляет собой совокуп­ность способов и методов осуществления власти государством. Государ­ственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государ­ственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наибо­лее важными из них являются следующие: способы и порядок фор­мирования органов государственной власти, управления и право­судия; порядок распределения между различными госорганами ком­петенции и характерих взаимоотношений; степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении госу­дарственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичныхим структур; степень реального участия граждан иих объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управле­нии государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.