Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии законодательного процесса. Разработка и принятие закона представляет собой многоступенчатую процедуру, которая подразделяется на ряд стадий




Разработка и принятие закона представляет собой многоступенчатую процедуру, которая подразделяется на ряд стадий. Обычно эти стадии, процедуры закреплены в законодательстве соответствующих государств, прежде всего в конституциях и регламентах палат парламентов. В литературе вопрос о количестве стадий законодательного процесса остается предметом дискуссий. Например, Ю.А. Тихомиров предлагает выделять в качестве первой стадии познание потребностей в правовом регулировании тех или иных общественных отношений.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы. Законодательная инициатива — это внесение в законодательный орган проекта закона или предложения о разработке того или иного законопроекта. В различных государствах круг субъектов права законодательной инициативы различен. В частности, в некоторых странах существует институт народной законодательной инициативы, в Великобритании правом законодательной инициативы обладает церковь по религиозным вопросам. В Российской Федерации субъекты законодательной инициативы могут быть условно разделены на две группы: субъекты, которые могут вносить законопроекты по любым вопросам, и субъекты, которые обладают правом законодательной инициативы только по вопросам своей компетенции. Так, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также высшим судам — Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их компетенции.

Следующей стадией законодательного процесса является обсуждение внесенного законопроекта. В литературе его подразделяют на предварительное и официальное (Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 389). В эту же стадию входит разработка законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях законодательных органов. Законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение.

Рассмотрение проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственной Думе осуществляется, как правило, в трех чтениях. При этом в первом чтении законопроект рассматривается в целом, решается вопрос о его целесообразности либо нецелесообразности. Если законопроект принят в первом чтении, то перед вторым чтением в него вносятся поправки, которые систематизируются ответственным комитетом (комитетом, ответственным за разработку и прохождение законопроекта). В ходе второго чтения поправки ставятся на голосование. После второго чтения правовым управлением проводится работа по согласованию внесенных поправок с первоначальным текстом законопроекта. В третьем чтении не допускается внесение никаких поправок, проект ставится на голосование в целом.



Следующая стадия законодательного процесса — принятие и утверждение закона. В Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После принятия Государственной Думой федеральный закон переходит на рассмотрение Совета Федерации (федеральные законы по определенным вопросам и федеральные конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации). Более сложным является принятие федеральных конституционных законов, которые должны быть одобрены квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 2/з голосов членов Совета Федерации. Принятый закон поступает на утверждение главы государства. В ряде государств, в том числе в России, глава государства обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента (в России — 2/з голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации). Президент РФ не обладает правом вето в отношении федеральных конституционных законов.

Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование (опубликование) закона. В Российской Федерации, согласно Конституции 1993 г., федеральные законы, а также любые другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается его первая полная публикация в «Российской газете» либо «Собрании законодательства Российской Федерации».



 


56. Законодательная техника: понятие и основные правила

Законодательная техника — это совокупность правил и приемов разработки и формулирования наиболее совершенных и целесообразных по форме, структуре и стилю нормативных актов.

Законодательная техника представляет собой составную часть юридической техники, которая также включает технику правоприменения.

Термин «законодательная техника» является условным, так как охватывает правила и приемы разработки не только законов, но и других нормативных актов. Некоторые авторы предлагают заменить данный термин термином «нормотворческая техника».

Предметом дискуссий в отечественной науке является проблема характера законодательной техники. Одни авторы считают законодательную технику особой наукой, другие — совокупностью достижений практики, третьи — степенью мастерства самих законодателей.

Объектом законодательной техники является текст нормативно-правового акта, в отношении которого законодатель прилагает интеллектуальные усилия.

Правила законодательной техники могут быть логическими, грамматическими, процедурными, стилистическими и т.д.

Основные правила законодательной техники следующие:

1. Логическая последовательность и завершенность изложения

2. Непротиворечивость отдельных частей нормативного акта по отношению друг к другу и к другим нормативным актам.

3. Соблюдение надлежащей структуры нормативного акта.

4. Точность в изложении правовых предписаний.

5. Ясность и понятность нормативного акта.

6. Соблюдение правил грамматики и синтаксиса.

7. Официальный деловой стиль изложения.

8. Недопустимость использования устаревших слов и выражений.

9. Недопустимость употребления канцеляризмов, штампов бюрократического стиля.

10. Отказ от использования метафор и аллегорий.

11. Сведение к минимуму употребления многозначных и иностранных терминов.

12. Наиболее важным терминам в тексте нормативного акта должны даваться легальные дефиниции (определения) и т.д.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал