Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к понятию государства




Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство — это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж. Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной ЖИЗНИ на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Орну, А. Геленц).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе (Е. Ланг, К. Дойч).

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.



В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком — государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов.

 


13. Государственная власть, её понятие и свойства

Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных — семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.

Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть — это способность воздействовать на поведение индивидов. Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.

Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая сила, сила убеждения, сила красоты и др.).



В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:

1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения.

2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.

3. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.

4. Структурное. Власть — это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.

5. Конфликтное. Власть — это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью. Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций — элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями." Во многих современных ^конституциях закреплена теория народного суверенитета, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.

Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нравственно-идеологическую основы.

Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В широком смысле легитимность — это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.

М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную и рациональную.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация — это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.

Традиционными методами осуществления государственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В современных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального стимулирования.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал