Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа №12. Изучение уровня концентрации внимания и устойчивости внимания.






Цель: изучить уровня концентрации внимания и устойчивости внимания испытуемого.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание (С. Л. Рубинштейн). Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания (С. Л. Рубинштейн). Эффективность производимых человеком мыслительных операций, производительность его труда и обучения напрямую зависит от уровня концентрации и устойчивости внимания человека. Человек с низкой концентрацией и устойчивостью внимания часто " простаивает", отвлекается на некие второстепенные явления, мысли.

Производительность труда и обучения человека с высокими концентрацией и устойчивостью внимания может во много раз превосходить производительность труда и обучения обладателя низких концентрации и устойчивости внимания. Совсем не обязательно, что концентрация тесно связана с устойчивостью внимания. Последнее зависит во многом от интересов человека, характера и других личностных особенностей. Человек, относящийся негативно к производительному труду, например, может обладать низкой устойчивостью внимания. Устойчивость внимания также зависит от силы нервной деятельности. Концентрация внимания зависит и от умения настраиваться на работу, и от свойств мышления (беглость, гибкость), и от объёма опыта совершения действий, требующих сосредоточения внимания.

Стимульный материал состоит из таблицы, включающей в себя буквы " Ю", " С", " Э", " Ф" и " О" (Приложение 4). Каждая из этих букв многократно встречается в таблице. Всего в таблице 300 букв. Каждая из этих пяти букв встречается примерно 50-70 раз. В задачу испытуемого входит сосчитать сколько раз встречается буква " Ю", буква " С" и т.д. Важен порядок подсчёта. Сначала испытуемый должен подсчитывать именно буквы " Ю", потом " С", потом " Э", потом " Ф" и в конце " О".

Тест можно проводить и в индивидуальной работе, и в групповой. Ограничение по времени: 5 минут. Важное значение имеет окружающая обстановка. Нормы, приведенные ниже, рассчитаны на проведение теста в тихой, спокойной обстановке. Если в задачи исследования входит сравнение испытуемых между собой, то можно добавлять шумовые раздражители (музыка, громкая речь или даже физические прикосновения к испытуемым). В данном случае необходимо следить за тем, чтобы испытуемые подвергались одинаковым воздействиям. При наличии шумовых раздражителей количество ошибок, совершаемых испытуемыми, повышается и вследствие этого повышается разброс показателей и соответственно точность диагноза.

Практическая часть: Испытуемым зачитывается инструкция. Раздаётся стимульный материал, бланки ответов и засекается время: 5 минут.

Инструкция: Сейчас вы получите таблицу, в которой содержатся разные буквы: Ю, С, Э, Ф и О. Вам следует сначала посчитать количество букв Ю в таблице. Количество букв " Ю" запишите в бланке ответов под буквой " Ю". Далее посчитайте количество букв " С", запишите их количество и т.д.
У вас есть 5 минут.

Задания: Посчитайте количество букв Ю, С, Э, Ф, О

Ю С Э Ф О
         

Обработка результатов: Для каждой буквы (Ю С Э Ф О) посчитайте разницу между ответом, данным испытуемым и истинным числом букв в таблице. Для этого используйте ключ, приведённый ниже. Полученную разницу превратите в абсолютное значение, то есть отбросьте знак минуса, если таковой имеется. Полученные разницы сложите. Анализу подвергается и полученная сумма, и динамика ошибок, сделанных испытуемым.

Уровню концентрации внимания соответствует общее количество ошибок (сумма, которая заносится в предпоследнюю строчку таблицы). Высокому уровню концентрации соответствует маленькое количество ошибок (0 - 2). Среднему уровню концентрации внимания соответствует количество ошибок 3 - 6. Низкому уровню концентрации внимания соответствует большое количество ошибок (7 и выше).

Уровню устойчивости внимания соответствует разброс количества ошибок (максимальное количество ошибок минус минимальное). Высокому уровню устойчивости внимания соответствует маленький разброс (0 - 1). Среднему уровню устойчивости внимания соответствует разброс 2 - 3. Низкому уровню устойчивости соответствует большой разброс (4 и больше).

КЛЮЧ

Буква Испытуемый Истинное Разница
Ю      
С      
Э      
Ф      
О      
    Сумма:  
    Максимум-минимум:  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.