Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели функциональной подготовленности






Показатели функциональной подготовленности характеризуются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствия целевому назначению – специфическим требованиям спортивного достижения. Например, применительно к спортсменам-многоборцам – это свойства универсальности (десятиборье, современное пятиборье) и широты (конькобежное, гимнастическое многоборья) психофизических, в своей основе, возможностей спортсмена (табл. …)

 

Таблица 9. Классификация свойств функциональной подготовленности.

 

Признак Группы свойств

классификации

КОМПОНЕНТЫ

УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КОМПОНЕНТЫ

ИСПОЛНЕНИЯ

 

В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в сос­тязаниях функциональное состояние спортсмена изменяется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий. При этом реакция спортсмена выражается в разнообразных изменениях его физиологических и личностно-психологических характеристик.

В литературе обычно выделяются три типа критериев, с помощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена:

физиологические, поведенческие и субъективные. В табл.10 представлены основные физиологические показатели функциональной подготовленности спортсмена.

 

Таблица … Номенклатура физиологических показателей функциональной

подготовленности

Групповые Единичные показатели

показатели

 

Ц Н С Показатели головного мозга (разность потенциалов

переменного электрического поля, статический потенци-

ал, кровенаполне­ние, неоднородность структуры мозга)

Показатели биопотенциалов субкартикальных отделов ЦНС

Показатели спинномозговой жидкости (Ликвора - давление,

температура)

АНАЛИЗАТОРОВ Показатели чувствительности (абсолютный и диффе-

ренциальный пороги чувствительно­сти)

Показатели пространственных характеристик (поле

зрения, диаграммы направленности). Показатели времен-

ных характеристик (хронаксия, критическая частота

мельканий, интервал дискретности)

СЕРДЕЧНО-

СОСУДИСТЫЕ Показатели электромагнитного поля сердца (разность

потенциалов электромагнитного поля и напряженность

магнитного поля)

Показатели движения сердца и крупных сосудов

(изменение размеров сердца и сосудов, скорость движения

мышцы и клапанов сердца, перемещение стенок артерий и

вен, скорость распространения пульсовой волны)

Показатели движения грудной клетки при работе сердца

(перемещение, скорость и ускорение стенки грудной

клетки, давление в грудной клетке)

Показатели движения тела при работе сердца

перемещение, скорость и ускорение тела; перемещение

центра тяжести.) Показатели движения крови в сердце и

сосудах (давление крови в сердце, крупных сосудах,

артериях и венах; изменение объема органов при

кровенаполнении, скорость кровотока, минутный объем

кровообращения, циркулирующий объем крови)

ВНЕШНЕГО

ДЫХАНИЯ Показатели легочных объемов (ЖЕЛ, общая емкость

легких, функциональная остаточная емкость, остаточный

объем, объем вдоха, мертвое пространство, неравномер-

ность вентиляции, минутный объем дыхания)

Показатели механики дыхания (частота дыхания,

объемная и линейная скорость вдоха и выдоха, давление

воздуха на вдохе и выдохе, степень растяжимости легких и

грудной клетки, изменения объема грудной клетки,

величина работы дыхания)

Показатели дыхания на этапе " альвеолярный воздух –

кровь легочных капилляров" (% О2, % СО2, РО2, РСО2 в

альвеолярном и выдыхаемом воздухе, объем поглощенно-

го О2 и выделенного СО2, диффузная способность легких)

Показатели газового состава артериальной крови

(процентное содержание О2 и СО2, парциальное

давление О2 и CO2, РН крови)

НЕРВНО-

МЫШЕЧНЫЕ Показатели биоэлектрической активности мышц (порог

возбуждения, хронаксия, порог тетануса, порог пессиума,

биопотенциалы мышц, Н - рефлекс)

Показатели биомеханической деятельности мышц (сила и

силовая выносливость; упругость, вязкость и твердость

мышцы; кинематические показатели движений тела

(перемещение, скорость, ускорение)

ЭНДОКРИННЫЕ Показатели эпифеза, гипофиза, тимуса, щитовидной

железы, околощитовидной железы, поджелудоч

ной железы, надпочечников, половых желез

ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

И ЭНЕРГООБЕСПЕ-

ЧЕНИЯ Показатели обмена веществ (белков, углеводов, жиров,

воды и минеральных веществ)

Показатели энергетического обмена (энергетический

баланс, потребление кислорода и кислородный долг,

основной обмен, добавочный расход энергии)

ТЕПЛООБМЕНА Показатели регуляции теплообмена (теплопродукции,

теплоотдачи, температуры тела, регуляции температуры

тела)

 

В монографиях и справочниках даются детальные описания используемых в контроле и оценке функциональной подготовленности спортсменов физиологических показателей.

Следует учитывать тот факт, что конкретные спортивные дисциплины предъявляют различные требования к уровню функциональной подготовленности спортсмена.

Использование физиологических показателей в оценке функциональной подготовленности спортсменов сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественного измерения наблюдаемых в обследованиях спортсменов сдвигов физиологических функций, перед специалистом спорта встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных целям контроля методических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы анализа).

Существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений метрологических проблем, главные из которых – это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений.

Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для практической оценки функциональной подготовленности спортсменов.

Психометрические показатели используются для оценка успешности выполнения заданного вида деятельности. При этом анализируется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задания, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.

К подгруппе психометрических показателей относятся:

абсолютные а дифференциальные пороги чувствительности в различных модальностях;

показатели работоспособности анализаторов;

особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления;

показатели устойчивости и объема внимания при длительной однообразной работе;

преимущественная установка на скорость или тщательность в работе;

темп психических процессов влияния помех;

особенности процесса мышления (активности, сообразительности и оперативной памяти);

особенности внимания в работе в вынужденном темпе и при дефиците времени.

Основными психологическими средствами оценки функциональной подготовленности спортсмена являются короткие тестовые испытания (степ-теста и теппинг-теста, корректурной пробы, численно-буквенных сочетаний, отыскивания чисел, восприятия времени, порога различения массы, " перепутанных линий", пробы с кольцами, отыскания закономерностей, реакции на движущийся объект, измерения тремора, поддержания равновесия теля, точности оценивания и отмеривания параметров движений), характеризующих эффективность различных психических процессов во время выполнения двигательного задания.

Применение психометрических показателей является одним из наиболее перспективных путей решения проблем оценки функциональной подготовленности спортсмена, так как они, с одной стороны, непосредственно характеризуют возможности спортсмена, а, с другой - объективны в том смысле, что исключают возможность сознательного завышения оценки спортивной работоспособности.

Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьезных недостатка. Прежде всего, задания, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсменом деятельностью.

Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.

Показатели субъективных состояний предназначаются для оценки степени утомления самим спортсменом. Испытуемого спортсмена просят соотнес­ти свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие - присутствие, плохой - хороший).

В табл. … приводятся показатели субъективных симптомов утомления.

 

 

Таблица … Субъективные показатели утомления

 

Групповые Единичные показатели

показатели

УСТАЛОСТЬ

 

 

НЕЖЕЛАНИЕ

РАБОТАТЬ

 

МОТИВАЦИЯ

 

 

В спорте широкое распространение получила методика оценки субъективного состояния, основанная на трех группах показателей: самочувствия, активности и настроения (САН).

Основная линия развития методов субъективных оценок функционального состояния идет по линии создания многоплановых тестов, основанных на использовании метода шкалирования - субъективной психофизиологии и психомоторики. Таким образом, развитие этого направления сталкивается, в основном, с трудностями метрологического характера. Поэтому оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчета и самооценки, может не отражать истинного положения дел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.