Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический (государственный) режим






— это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Государственные режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические.

В научной литературе понятию «политический (государственный) режим» дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист Левенштейн связывал это понятие с численностью партий, французский политолог Бюрдо — с существованием или отсутствием правительственной оппозиции. Истон понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и урегулирований. Вид политического режима связывается различными авторами со степенью централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с практикой выборов и т.д. В обыденном словоупотреблении под режимом нередко понимается весь государственный строй (например, режим апартеида в ЮАР).

Термин «политический режим» употребляется для характеристики функциональной стороны формы государства. В отечественной литературе данный термин впервые использовал Левин в начале 40-х гг. как совокупность методов осуществления государственной власти. В дальнейшем ряд ученых стали различать политический и государственный режимы, указывая, что политический режим включает методы деятельности не только государства, но и других элементов политической системы общества — политических партий, массовых движений и др.

Т.о., политический режим иногда понимается как более широкое понятие, включающее в качестве своей составной части государственный режим. Иногда в науке употребляются термины «государственно-правовой», «политико-правовой», «государственно-политический» режим. Как отмечает Чиркин, последнее наименование представляется тавтологичным, а что же касается термина «государственно-правовой режим», то здесь не учитывается то, что государственный режим использует и методы, не урегулированные правом, существует определенная свобода усмотрения должностных лиц. Следует добавить, что государство вообще может действовать вопреки праву, творить произвол, поэтому данный термин является не совсем точным.

Протасов различает политический режим в широком и узком смысле. В узком смысле под политическим режимом он понимает государственный режим, в широком — всю политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Как отмечает Малько, понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в ПС общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы госбезопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.