Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика первобытнообщинного строя






В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфическими были органы власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку. Правда, на этот счет есть и другая точка зрения. Першиц разработал концепцию так называемых мононорм, которые, по его мнению, и упорядочивали общественные отношения в первобытном обществе. Мононормы представляли собой нерасторжимое, органическое единство различных видов социальных норм — моральных, религиозных, ритуальных и т.д. Данная позиция получила поддержку в некоторых учебниках по теории государства и права;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение социальных норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась так называемая неолитическая революция (от «неолит» — новокаменный век). Сущность неолитической революции (автором данного термина является английский археолог Чайлд) состояла в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Если отраслями присваивающего хозяйства являлись охота, рыболовство, собирательство, то в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и выделению торговли, а также привела к резкому росту населения,

появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков.


Высшим законодательным органом РФ является ФС, которое состоит из СФ и ГД. В СФ входят: по два представителя от каждого субъекта Федерации и представители РФ в количестве не более 10% от числа членов СФ. ГД состоит из 450 депутатов. ГД избирается сроком на 5 лет. ФС является постоянно действующим органом. Палаты ФС назначают на должности ряд высших должностных лиц государства. Например, СФ назначает судей Конституционного и Верховного Судов РФ, а также Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной палаты РФ. ГД утверждает кандидатуры на должности Председателя Правительства РФ, Председателя ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека РФ. ГД обладает правом объявления амнистии. ГД принимаются федеральные законы, определенные категории которых подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Кроме того, обязательному рассмотрению в СФ подлежат федеральные конституционные законы.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Высшими судами в России являются Конституционный и Верховный Суд РФ.

Важнейшей системой органов Российской Федерации являются органы прокуратуры. Органы прокуратуры, согласно Конституции РФ, составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Важнейшей функцией прокуратуры является надзор за соблюдением законности, в том числе в ходе следствия, в судебном процессе, в местах исполнения наказаний.

 

30. Государственные органы: понятие, признаки и характеристика их основных видов

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата, состоящая из государственных служащих и наделенная властными полномочиями.

Орган государства представляет собой первичную ячейку, первичный структурный элемент механизма государства. Государственные органы построены по иерархическому принципу. В литературе выделяются следующие признаки государственных органов:

1. Они создаются и действуют на основе правовых актов. Деятельность государственных органов регламентируется нормами права.

2. Органы государства наделены властными полномочиями. Круг данных полномочий зависит от места государственного органа в системе механизма государства.

3. Органы государства обладают определенным кругом прав и обязанностей, совокупность которых называется компетенцией.

4. Органы государства состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений, объединенных едиными целями. Понятие государственного служащего дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ». По данному закону, государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

5. Орган государства имеет соответствующую материальную базу, финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.