Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для успеха на мировом рынке необходимо соединение конкурентной стратегии фирмы е конкурентными преимуществами страны.






М. Портер теоретически обосновал и проверил на практике положение о том, что каждая страна находится на одной из перечисленных на рис. 4 стадий конкурентоспособности экономики. Таким образом, благосостояние — это цель общества, факторы производства и инвестиции — средства, а нововведения (инновации) — метод достижения цели.

Рис. Стадии конкурентоспособности страны

 

При прогнозировании динамики " конкурентоспособности страны" следует анализировать структуру (пропорцию) экстенсивных и интенсивных факторов развития страны. К экстенсивным факторам относятся факторы производства и инвестиции, к интенсивным — инновации. Поэтому для неуклонного повышения конкурентоспособности страны следует обеспечивать увеличение удельного веса интенсивных факторов развития экономики, т.е. постоянно повышать активность и эффективность инновационной деятельности. Структура факторов производства и инвестиций должна постоянно улучшаться в пользу инноваций (нововведений). Чем больше в ВВП удельного веса наукоемкой продукции, высоких технологий, тем выше конкурентоспособность страны.

В связи с этим вспоминаются целевые комплексные программы (ЦКП) " Интенсификация", разрабатываемые в 80-е годы до 1990, 1995 гг. для разных уровней управления. Многие идеи, научно-технические и опытно-конструкторские разработки, выполненные в те годы, остаются невостребованными и поныне.

В предложенной модели М.Портер вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.

 
 

 


Рис. Детерминанты конкурентного преимущества страны

 

Первое - «Параметры факторов», под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране ее базирования. Факторами могут выступать: рабочая сила, сельскохозяйственные угодья, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги, здравоохранение и т. д. В зависимости от параметров этих факторов они могут выступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.

Второе - стратегия фирм, их структура и соперничество.

Третье - параметры спроса - показатели, характеризующие: требовательность потребителей к качеству товара, например, эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой-либо потребности; национальные традиции; фазы жизненного цикла; структура спроса; его динамические показатели.

Четвертое - родственные и поддерживающие отрасли - отрасли, которые являются потребителями и/или поставщиками данной отрасли.

Основная идея концепции - конкурентное преимущество у отрасли в рамках государства определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.

В данную модель Портер вводит еще два фактора: случайные события и действия правительства.

 

 

 


Рис. Общая система детерминант конкурентного преимущества

 

Под случайными событиями Портер подразумевает:

- изобретения;

- прорывные технологии;

- резкие изменения цен на ресурсы;

- резкие изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

- резкие изменения локального и международного спроса;

- политические решения местных и зарубежных правительств;

- войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Под действиями правительства Портер понимает влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику в стране. Правительство также определяет нормы, стандарты, которые могут влиять как на производителей, так и на потребителей. Помимо этого правительство является крупнейшим в экономике заказчиком. Влияние правительства может быть как положительным, так и отрицательным.

Анализ особо эффективных отраслей в различных странах, проведенный Портером и его коллегами, показал, что процесс их формирования и развития подчиняется определенным закономерностям. Для того, чтобы его охарактеризовать, был введен термин «отраслевой кластер», под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ. Предположим, возникают одна или несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При определенных внешних условиях они способствуют росту конкурентных преимуществ своих компаний-поставщиков и компаний-потребителей. От поставщиков они требуют особенно качественных комплектующих, потребителей обеспечивают особенно качественной продукцией. В данном процессе возникает положительная обратная связь, и процесс укрепления конкурентных преимуществ усиливается.

Портер делает важнейший вывод о том, что устойчивые конкурентные преимущества нации могут базироваться только на прочих конкурентных преимуществах ее отдельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации-прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных левых организаций, которые, ведя борьбу за выживание, укрепляют свои конкурентные преимущества.

При изменении детерминантов конкурентного преимущества страны, в частности, при их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров.

С усилением глобализации и параллельным развитием процесса локализации у ведущих экономистов мирового сообщества в корне изменилось видение такого фактора, как конкурентоспособность экономики нации, региона, корпорации. Ранее широко распространенное мнение о незначительности роли местоположения производства для достижения успеха в конкурентной борьбе оказалось необоснованным. Выдвинутая М. Портером теория национальной, региональной и местной конкурентоспособности, поставившая в центр внимания кластерную модель хозяйствования, практически сразу была одобрена и взята на вооружение и теоретиками, и практиками. Согласно этой теории в микроэкономической деловой окружающей среде, где все элементы собраны вместе, кластеры выполняют ведущую роль. Именно они, кластеры, являются строительными блоками в продуктивной, инновационной экономике.

Кластерный анализ — современный метод исследования процессов и закономерностей конкуренции. Его основоположник М. Портер считал, что «кластер, или промышленная группа — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».

Сегодня под кластером целесообразно понимать устойчивую совокупность экономических субъектов, выпускающих специализированную конкурентоспособную продукцию. Однако понятия кластера и отрасли не совпадают.

Кластер — это локализованная составная часть отрасли, ограниченная территориально. Для кластера характерна концентрация (увеличение масштабов производства однородных производств в рамках производственно-хозяйственных комплексов) и кооперация (производственные связи объединений и предприятий по производству продукции) производства. Этим кластер отличается от несистематической, механической совокупности предприятий в пределах региона. Кластер ориентирован на выпуск сравнительно узкой номенклатуры специализированной продукции и включает в себя в качестве основы промышленные предприятия. Ассоциации потребителей и других организаций, не имеющие прямого отношения к производству, в состав кластеров не входят. Такая точка зрения позволяет выявить в составе кластера действительно существенные элементы и взаимосвязи, исключив случайные и малозначительные сегменты.

Таким образом, кластер — это упорядоченная, относительно устойчивая совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Упорядоченность означает наличие прямых хозяйственных связей в пределах кластера, ориентированных на поставку сырья, специализированных факторов производства и рабочей силы и образующих иерархическую систему. Важнейшей составной частью кластера являются научно-исследовательские и учебные заведения. Это связано с квалификацией рабочей силы, которая в вузах и НИИ повышает производительность своего труда до необходимого уровня.

Устойчивость кластера означает сравнительно однородный его состав в динамике, т. е. преобладающую долю специализированных предприятий, выпускающих относительно мало дифференцированную продукцию.

Локализованность кластера означает, что он имеет достаточно определенные, чаще всего в пределах региона, границы. Для Украины наиболее актуально вьщеление кластеров в пределах административно-территориальных единиц (областей, городов, сельскохозяйственных районов). Это обусловлено относительно высокой управляемостью территориально-производственных комплексов на региональном уровне по сравнению с общенациональным.

Специализация — выпуск качественно однородной продукции узкой номенклатуры, как правило, в пределах одной товарной группы, в объемах, превышающих объемы потребления на данной территории. Конкурентоспособность продукции кластера определяется высокими объемами экспорта специализированной продукции с территории кластера. Только в случае высоких и достаточных объемов экспорта специализированной, профильной продукции и импорта других товарных групп можно говорить о наличии кластера как особой формы территориальной концентрации производства.

Таким образом, кластеры являются перспективной формой организации производства в условиях конкуренции, и именно формирование кластеров должно стать определяющим в региональной промышленной политике.

Кластеризация — это тенденция фирм из родственной сферы бизнеса концентрироваться по географическому признаку.

Кластер или сетевая промышленная группа—это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса и характеризующихся общностью направлений деятельности и взаимодополнением друг друга.

В широком понимании кластер—это агломерация фирм и их поставщиков, позволяющая создать локально сконцентрированный рынок труда. С помощью кластеризации фирм возможно также усиливать процесс специализации и разделения труда между фирмами (предлагая отдельным фирмам более широкий масштаб операций), привлекать покупателей и продавцов, уменьшать стоимость единицы продукции, изготовленной благодаря совместной деятельности. Также возникает возможность через кластеризацию фирм сократить стоимость единицы технической услуги, предоставленной членам кластера.

Кластеры могут содержать как малое, так и большое число предприятий, а также могут формироваться как из больших, так и малых фирм в самых различных сочетаниях и соотношениях. К кластерам можно отнести как географическую концентрацию компаний, работающих в определенном виде бизнеса, так и конгломерацию крупных и малых фирм, часть из которых является собственностью иностранцев. Кластеры возникают как в традиционных базовых отраслях, так и high-tech направлениях, как в производственно-коммерческом секторе, так и в сфере услуг. Нередко центром формирования кластеров выступает университет или группа научно-исследовательских структур.

Таким образом, концепция кластера позволяет рассматривать национальную экономику и ее региональные и муниципальные секторы под новым углом зрения, а также подчеркивает изменение роли компаний, различных связанных с ними организаций и правительств в новых условиях глобализации — локализации. В условиях растущей динамичности конкурентной борьбы на глобальных рынках роль кластеров будет, несомненно, возрастать.

Вывод. Конкуренция - это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологий.

Особенности международной торговли зависят во-первых, от природных, во вторых, от приобретенных сравнительных преимуществ, а именно:

- различное соотношение факторов производства;

- различия в уровне технологий, что влияет на себестоимость производства;

- различия в приоритетах, уровнях образования, науки и культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.