Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие неофактических и неотехнологических моделей.






В 1966 г. Раймонд Верной предложил теорию жизненного цикла торговли и инвестиций. На основе изучения поведения американских фирм он показал, что производство какого-либо потребительского товара обычно проходит три последовательные фазы. Р.Вернон, Ч.Киндельбергер, Л.Уэлс выделяют основные стадии товарной экспансии развитой страны.

Вначале новый товар производится в США, где уровень дохода и дороговизна рабочей силы стимулируют инновации и где величина их риска компенсируется широтой рынка, позволяющей рассчитывать на соответствующую прибыль.

На втором этапе распространение продукта расширяется и начинается его стандартизация. Из-за риска конкуренции появляется необходимость сокращения издержек производства и приближения к новым центрам спроса. Фирма начинает внедряться за границей для обеспечения части своего производства.

На третьем этапе товар вступает в фазу стандартизации; проблема издержек становится определяющей и центры производства размещаются там, где рабочая сила самая дешевая. Пример - производство бытовой техники.

Вывод. Капитал мобилен; на каждой стадии он перемещается туда, где комбинация сравнительных преимуществ(спрос, цена фактора рабочей силы) наиболее благоприятны.

Американский экономист Джонсон в свою очередь развил положение об общей динамике сравнительных преимуществ, соединил различные подходы и дополнил теорему HOS. Он показал как первоначальные сравнительные преимущества по истечении определенного времени исчезают, растворяясь в мировой экономике.

Т.о., теория сравнительных преимуществ приобрела новое измерение. В настоящее время она включает понятия:

- технического прогресса и неравномерности его распространения;

- возрастающей отдачи, которая усиливает концентрацию производства;

- внефирменной экономии средств, благоприятствующей развитию существующих отраслей промышленности;

- разницы в.уровне зарплаты, что влияет на размещение капиталовложений;

- внешнего воздействия (в особенности вмешательства государства, которое может модифицировать сравнительные издержки).

Вывод., Если международная специализация является функцией сравнительной эффективности комбинаций факторов производства, то это происходит тогда, если: факторы производства.обладают определенной мобильностью, если эффекты размера проявляются на уровне и производственных единиц и на уровне рынка.потребительских товаров, и, если государственная политика способствует или затрудняет конкуренцию.

Объясняя влияние НТР на международную торговлю, сторонники неотехнологических теорий (М, Познер, Р. Вкрон, Р. Финдли, Э. Мэнсфилд, др.), стремится объяснить особенности современного международного разделения труда не факторами (теорема HOS), а затратами на НИР, монопольной позицией фирмы (страны)- новатора. Отсюда стремление к технологическому обновлению, опережению конкурентов (модель технологического разрыва).

Максимальная восприимчивость ТНК к нововведениям (Дж. Даннинг. М. Кэссон, П. Бакли - теории фирмы) способствует стремлению к объединению, кооперации не только крупных, но и мелких и средних фирм. В целом они оказывают все возрастающее воздействие на развитие МЭО.

Французский экономист Франсуа Перру попытался извлечь уроки из несоответствия классических моделей реальности международной торговли. Он предложил анализ основанный на сравнении сил различных действующих лиц международной экономической жизни исходя из факта, что страны находятся в неодинаковом положении и в различной степени зависят от международного обмена в соответствий с долей их производства и потребления.

США и Япония менее зависимы от международной торговли, чем страны Западной Европы. Зависимость увеличивается; когда за границу продается лишь несколько продуктов: медь - в Замбии, железо - в Мавритании составляют более 70% их экспорта.

Одни страны зависят от международной торговли, другие имеют возможность влиять на нее. Эти различия во влиянии на международный обмен, сопровождаются «явлениями структурного превосходства», которые проистекают из ассиметричных действий, совершаемых одними странами или предприятиями по отношению к другим странам или рынкам.

Эволюция МЭО позволяет констатировать: факторы производства не являются неподвижными, национальные границы тесны для стран и страны находятся в неравном Положении. Международная цена является не ценой равновесия между спросом и предложением, а результатом взаимодействия неравновесных сил и интересов.

Вывод. Защита национальной экономики от иностранных конкурентов является национальным долгом в той мере, в какой эта защита позволяет открыть возможности для экспортного развития, которому препятствовал бы свободный обмен.

В 1991 г. Майкл Портер, США, в книге «Международная конкуренция» предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы, М. Портер показал как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от создания факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, т. е. характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-заменителей, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы

Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, расширением послепродажного обслуживания, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами (повышением качества, расширением послепродажного обслуживания, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.