Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особость творчества.






Подчеркнем еще раз наши исходные постулаты: специфика творчества может быть выделена лишь на основе подхода к нему как к особой деятельности и как к особому способу деятельности при обяза­тельном учете фактора принципиальной новизны ее результата для субъекта деятельности. Мы намеренно сейчас отказываемся от рас­смотрения особенностей творчества как собственно процесса деятель­ности, как некоей последовательности «актов», но постараемся оха­рактеризовать «особенность» творчества через основные сущностные параметры (если угодно, «моменты» или «этапы»), которые представ­ляются необходимыми и, на наш взгляд, достаточными для определе­ния самого понятия «творчество».

Что именно может быть охарактеризовано как «творческое» на первом этапе деятельности - на этапе осознания проблемы и опреде­ления задачи (цели)?

Всякая деятельность предполагает в качестве исходного осно­вания осознание некой реальной (внешней или «внутренней») ситуа­ции в качестве ситуации проблемной, некоего объективного явления или процесса (материального или духовного) в качестве проблемы. Творческий подход к деятельности начинается с определения отно­шения к миру (или самому себе как части мира) как отношения «про­блемного», но не только в обнаружении проблемы как таковой, а прежде всего в готовности и способности «увидеть» проблему там и в том, где ее не видели прежде, - способность, концентрирующуюся и «материализующуюся» в осознанной установке на восприятие дейст­вительности как «мира проблем». При подобной установке творчест­во порождается не только и не столько в силу того, что личность ока­залась в ситуации, требующей нестандартного подхода. Разумеется, в ситуации, когда субъект поставлен перед невозможностью действо­вать по известным схемам и образцам, творческая активность стиму­лируется, но может проявляться и в любых «типических» обстоятель­ствах. Подчеркнем: дело здесь не в психологической способности ви­деть проблемы, которая потенциально свойственна каждому челове­ку, - дело в психологической готовности к умозрению проблемы как таковой, «проблемы-для-меня», в определенной психологической ус­тановке, сущностно специфичной для творчества. Там, где нет выяв­ления новой для субъекта проблемы, где нет ее умозрения именно как проблемы, там — на этом исходном этапе - нет и творчества.

Обратимся к постановке творческой задачи: процессу целепо-лагания и определения цели. Проблема, стоящая перед субъектом, может быть и новой (впервые открытой им), и «старой» - лишь бы не решенной. На уровне постановки задачи субъект может «принять», иногда уточнив и усовершенствовав (или даже суммировав или «син­тезировав»), прежние параметры или «формулировки» задачи - и в таком случае он на данном этапе никакого творчества не проявляет. Но он может подвергнуть сомнению и рефлексии сами «формулиров­ки»: само определение существа задачи, никогда автоматически не вытекающее из наличия некоей объективной проблемы. Он может осознанно и целенаправленно попытаться поставить задачу по-новому: «взглянуть» на нее так, как никто до него. В этом — и только в этом — случае он проявляет творческий подход к задаче, и только при этом условии возможно творчество на данном этапе деятельности. Творчество здесь заключается в осознанной установке на отказ от признания в качестве аксиом каких бы то ни было теоретических положений и даже «фактов» — абсолютно всего (или существенной час­ти всего), что принималось за «несомненное» ранее, из относящегося к данной проблеме и к данной задаче.

На уровне целеполагания творческий подход означает количе­ственное и качественное расширение системы целей и задач, причем конкретизация задачи «по-новому» может сопровождаться и «суже­нием» метода, но всегда связана с выходом за пределы ранее сущест­вовавшей или обнаружением новой проблемной области.

Психологическим механизмом такого «выхода» является твор­ческое воображение. Проблематика творческого воображения и в психологическом, и в онтологическом плане достаточно глубоко изу­чена; отметим лишь следующее: само по себе воображение не стано­вится творческим вне приложения к собственно творческой задаче, поэтому творчество не сводится к работе воображения, хотя и невоз­можно без последнего. Принципиальная установка на «возможность невероятного», в том числе и в отношении истинной «природы и ме­ры» объекта задачи — конкретного предмета деятельности, является необходимым условием творчества на этапе целеполагания и при пе­реходе к «планированию» соответствующих цели действий - необхо­димым, но отнюдь не достаточным условием творчества.

На уровне «целеопределения» стратегической программы дея­тельности и предварительного выбора ее тактики, творческий или нетворческий подход определяется, в принципе, теми же фундамен­тальными критериями. Предварительное определение стратегии и тактики деятельности (ее общего способа) в решающей мере опреде­ляет наличие и уровень творчества во всей дальнейшей деятельно­сти - или отсутствие творчества. Даже «не творчески» поставленную задачу можно решать «творческим» способом и получить при этом, хотя и сравнительно редко и не как правило, принципиально новый (творческий) конечный результат. Решая же «творчески» поставлен­ную задачу «нетворческим» способом, получить «творческий» резуль­тат едва ли возможно, разве что случайным образом. Выбор уже оп­робованной стратегии деятельности (опробованной предшественни­ками или самим субъектом деятельности), применявшейся при реше­нии более или менее схожих задач, носит нетворческий характер и преимущественно (в абсолютном большинстве случаев, но не абсо­лютно) предопределяет нетворческий характер последующей дея­тельности и нетворческий характер (также в абсолютном большинст­ве случаев, хотя такое преобладание и не столь массивно) полученно­го результата. Практика научного творчества показывает, сколь часто инерция апробированных подходов препятствует нахождению и нуж­ной стратегии, и самого решения задачи. Только выбор принципи­ально новой стратегии решения задачи (в том числе и создания худо­жественного произведения, и коммуникативной деятельности, и са­мосовершенствования субъекта как «деятельностей» по решению своеобразных задач) — выбор принципиально нового способа дея­тельности (во всяком случае, принципиально нового по отношению к задачам данного типа) - означает творчество на данном этапе дея­тельности.

Итак, лишь осознанная целенаправленная установка на поиск и открытие принципиально нового способа деятельности в данном конкретном случае, т.е. принципиально новой стратегии в решении этого типа задач (подчеркнем: не на поиск вообще «целесообразных» путей решения данной задачи, но именно на открытие нового спосо­ба решения данного типа задач), представляет собою - на этапе пла­нирования — творческий подход к деятельности. Как и на предыду­щих этапах, особенно на уровне формулировки задачи и построения исходной гипотезы, необходимым условием такого подхода являет­ся — во всяком случае, на предварительном этапе «выбора» будущей стратегии действия - принципиальный отказ «согласиться» со стра­тегиями своих предшественников и даже вообще с апробированными путями в данной области деятельности, обязательный поиск принци­пиально нового способа деятельности, даже если он и не завершится открытием сущностно новой стратегии, а принесет существенную рекомбинацию прежних стратегий.

В то же время, уже на этапе планирования и программирования (а тем паче в дальнейшей деятельности), приобретает фундаменталь­ное значение еще один критерий, еще один императив творчества: редко осуществимое на предыдущих этапах, а нередко даже способ­ное превратиться в помеху для творчества требование сообразовываться в поисках новой стратегии и новой тактики будущей деятель­ности со спецификой предмета деятельности — с «исходным мате­риалом» и прогнозируемой областью результата, именно и с тем и другим одновременно и неразрывно. Особенности такого сообразования проявляются в полной мере в процессе творческой работы субъекта, в том, что обычно и принято считать творческой деятельно­стью и что достаточно хорошо изучено и описано многочисленными исследователями. Мы же отметим лишь, что от постижения «природы и меры» предмета деятельности и от уменья сообразоваться с ними в методах, средствах, приемах деятельности зависят не только эффек­тивность последней, ее успешность, но и реальная, а не иллюзорная возможность (и уровень) творчества в дальнейшем ее процессе. По­этому осознанная установка на оптимальное сочетание максимально­го новаторского дерзания в выборе способа деятельности (стратегии и тактики решения задачи) с корректным и даже «уважительным» отношением к ее предмету, т.е. осознанная установка на такую же самокритичность и непредвзятость по отношению к собственному «выбору» способа деятельности, как и на «ниспровержение авторите­тов» по отношению к опыту своих предшественников, есть неотъем­лемый элемент действительно творческого подхода к деятельности уже на начальном этапе, как, впрочем, и на всех последующих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.