Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество и коллективное бессознательное.






В разработанной Юнгом аналитической психологии особенно большое место занимает введенное им понятие коллективного бессознательного, в отличие от бессознательного вообще, то есть психических первообразов или архетипов. Исходя из этого понятия, Юнг рассматривает творческий процесс у человека, прежде всего как оживление архетипа, а художественное произведение как некое живое существо, которое пользуется автором как своим рупором. Для Фрейда же произведение искусства выступает как подлежащий расшифровке символ некоего состояния индивидуальной психики, как выражение аффективных переживаний, связанных прежде всего с детской сексуальностью.

Одной из первых работ Юнга, посвященных вопросам искусства, можно считать доклад под названием «Об отношении аналитической психологии к поэтическому произведению», прочитанный им в мае 1922 года. В нем Юнг впервые формулирует возможности и ограничения исследования произведений искусства в рамках психологии. Он пишет: «Предметом психологии может быть только часть искусства, которая представляет собой процесс художественного созидания, в противоположность другой, составляющей собственно сущность искусства» (Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы \\ Проблемы души нашего времени. М., 1996, с.37).

Для Юнга неприемлем фрейдовский подход к анализу художественного творчества, поскольку лишь индивидуальное развитие ребенка, его детские травмы и отношение к родителям не могут раскрыть сути поэтического творчества. Психоаналитическое сведение последнего к невротическому заболеванию приводит к тому, что уничтожается все своеобразие искусства как такового. Творческий процесс, по мнению Юнга, заключается в бессознательном оживлении архетипа, в его развитии и оформлении до завершенного произведения. Оформление представляет собой адаптацию архетипа (элементарного образа) к языку современности для того, чтобы каждый мог найти подход к «глубочайшим источникам жизни, которые иначе были бы потеряны» (там же, с. 59). Последнее, по мнению Юнга, определяет и социальную значимость искусства, которая заключается в «воспитании духа времени», то есть актуализации тех образов, которые не достает данной эпохе и в которых она нуждается. Процесс актуализации происходит при этом следующим образом: первообраз (архетип), извлекаемый из глубин бессознательного, по мере приближения к сознанию изменяет свой вид, пока не становится доступным пониманию современного человека. Следовательно, характер художественного произведения позволяет нам сделать вывод о характере века, в котором оно возникло. Например, такие направления в искусстве, как натурализм, реализм, романтизм показывают нам то, что было наиболее необходимо соответствующей тому времени духовной атмосфере.

В следующей работе, посвященной вопросам искусства – «Психология и поэтическое творчество» Юнг развивает положение о типах художественного творчества. Свое внимание автор аналитической психологии уделяет при этом двум аспектам: особенностям художественного произведения и особенностям психологического типа его создателя. Художественное творчество Юнг подразделяет на два типа, которые он обозначает как психологический и визионерский. Материалом для психологического типа творчества служат элементы обычной человеческой жизни, как то: жизненный опыт, определенное потрясение, страстное переживание, в общем, человеческая судьба.

В отличие от психологического типа творчества, в основе визионерского лежит переживание, в котором находит свое отражение один из образов коллективного бессознательного, т.е. «своеобразный и прирожденный компонент структуры той «души», которая является матрицей и предпосылкой сознаний» (Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество \\ Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991, с. 113).

Например, первая и вторая части «Фауста» соответственно представляют собой результат психологического и визионерского типа художественного творчества. В первой части описывается любовная история, сюжет которой не требует дальнейшего психологического толкования. Вторая часть «Фауста», напротив, предполагает большой материал для психологического исследования, без которого символическая образность этого великого произведения остается непонятной. Причиной этому являются индивидуально-сознательное содержание первой части и коллективно-бессознательное содержание второй.

Художник, которому свойствен визионерский тип творчества, представляет собой некоторый синтез двух моментов: с одной стороны, он живой, страдающий, любящий и так далее отдельный человек, а с другой стороны, он является «коллективным человеком, носителем и ваятелем бессознательно действующей души человечества» (там же, с. 117).

Иначе говоря, надличностный творческий процесс делает художника «коллективным» человеком, дающим человечеству его собственные архетипы. Если творческое начал являются доминирующим в натуре художника, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбою большую власть, чем сознательная воля и сознание, которое оказывается в данном случае лишь зрителем происходящего. Таким образом, интуиция понимается Юнгом как мистическая сила, делающая художника существом загадочным, а художественное творчество непознаваемым процессом, попытки постичь который заранее обречены на неудачу. При сравнении подходов Юнга и Фрейда к проблеме художественного творчества, следует отметить, что в своей теории творчества Юнг соединяет идеи мифа-символа как источника искусства с интуитивной способностью, превалирующей в реализации замысла. Интуиция, понимаемая как иррациональное, бессознательное явление, превращается Юнгом в мистическую силу, делающую художника существом загадочным, а художественное творчество непознаваемым процессом. Для Фрейда искусство выступает как символ некоего состояния души, как выражение эмоциональных, чаще всего связанных с детскими сексуальными переживаниями состояний.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.