Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и необходимость контроля (менеджмент). Виды контроля.






Менеджмент как наука и практика управления. Основные этапы развития менеджмента.

Менеджмент как наука и практика управления (понятие «менеджмент»; четыре значения термина «менеджмент»; виды менеджмента.). Основные этапы развития менеджмента (школа научного управления (классическая школа), Франклин Тейлор; административная школа управления, Анри Файоль, Макс Вебер; школа человеческих отношений, Энрике Мэйо).

Понятие " Менеджмент" можно рассматривать с 4-х точек зрения:

1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;

2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;

3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

4. Менеджмент – это процесс управления.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Таким образом, можно выделить четыре основных вида менеджмента:

1) Организационный менеджмент. Основными функциями этого вида менеджмента являются создание организаций и её структуры, формирование системы управления, выработка стандартов, инструкций, правил и положений.

2) Оперативный менеджмент - направлен на решение задач, появляющихся во время производства.

3) Тактический менеджмент. Этот вид менеджмента применяется в разработке стратегии организации.

4) Стратегический менеджмент - направлен на реализацию долгосрочных целей в руководящей деятельности после их предварительного формирования. Он разрабатывается на уровне руководства высшего звена. По функциональной принадлежности можно выделить следующие виды менеджмента:

1) Адаптивный менеджмент - основной целью является адаптация к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

2) Антикризисный менеджмент - эта система управления, направленная предотвратить банкротство того или иного предприятия.

3) Эккаутинг менеджмент - это вид управления, направлен на сбор и обработку информации, анализ хозяйственной деятельности служб и отделов, а также всей организации.

4) Инвестиционный менеджмент - необходим, для правильного вложения средств, формирование портфеля инвестиций, с последующим получением прибыли.

5) Инновационный менеджмент - направлен на разработку нововведений и их внедрение в производственный процесс.

6) Финансовый менеджмент - эта разработка целей по управлению финансами определённого предприятия, а также создание способов для эффективного управления финансами.

7) Менеджмент персонала - направлен на нахождение и обучение персонала для организации.

8) Менеджмент в области сбыта - это процедура сбыта продукции, а также заключение новых договоров на поставку и сбыт продукции, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля.

9) Производственный менеджмент - осуществляет контроль над производственным процессом организации, выбор основных параметров работы техники и применение технологий и так далее.

10) Маркетинг-менеджмент - ищет новые пути сбыта товаров и изучает финансовые рынки, рынки сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, конъюнктуры рынка, выработку ценовой политики и организацию рекламы.

Тейлор.

Исходным положением тейлоровского подхода было убеждение, что управление должно быть точно таким же объектом научного изучения, как все то, что уже попало в поле зрения науки.

Разработка методологии научного управления началась с анализа содержания работы и установления ее основных компонентов. Результатом стал вывод о необходимости отделения управленческих функций от всех остальных видов работ, т.к. управленческая деятельность весьма специфична и организация только выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.

Теоретики научной школы обосновали необходимость отбора и специализированного обучения людей по признаку физического и интеллектуального соответствия определенным видам работ.

Одной из заслуг этой школы было систематическое использование различных методов стимулирования, призванных заинтересовать сотрудников в увеличении производительности и повышении качества производимого товара. Центральным элементом было то, что работники, которые производят больше других, должны получать более высокое вознаграждение.

Анри Файоль

В своих работах Файоль одним из первых сделал попытку разработать общие принципы управления и провести анализ различных обязанностей, выполнение которых и составляют суть деятельности руководителя компании.

Объектом интересов Файоля стали организация в целом и процессы управления как таковые, чем до него не занимался никто. Менеджмент он рассматривал как набор последовательных операций (функций) и, в отличие, например, от Тейлора, доказал, что их в известной мере выполняют даже рабочие.

Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль, координация и мотивация.

Анри Файоль был уверен в том, что для воспитания эффективных менеджеров недостаточно одних лишь технических знаний и что хотя наличие таких знаний является основным требованием к менеджерам нижних уровней, по мере того как руководитель поднимается вверх по ступенькам служебной лестницы, все большее значение приобретают административные способности.

Макс Вебер.

Вебером и его последователями были разработаны такие принципы управления, как " скалярный" принцип передачи команд и распоряжений по " скалярной цепи", принципы " единства распоряжения", " исключения рутинных проблем" и другие. Все эти принципы в известной мере ограничивали власть руководителей над подчиненными, заставляли их действовать в рамках установленных процедур и правил. Права управляющих строго регламентировались должностными инструкциями, от которых они не могли отступать.

Бюрократия является организационной формой характерной для одного из трех веберовских типов власти. Если рационально-правовая или идеальная власть основывается на законности введенных в действие правил и специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю быть лидером в организации, то традиционная власть основывается на святости древних традиций. Наконец, харизматическая власть основывается на убеждениях последователей в том, что их лидер обладает уникальными качествами. Определение этих типов власти могут использоваться и при анализе деятельности руководителей как коммерческих предприятий, так и иных организаций.

Макс Вебер выделил черты, присущие бюрократическим формам организации: четкое определение обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности; четко установленная иерархия команд, охватывающая все уровни организации; разработка комплекса правил и процедур, предписывающих права и круг ответственности каждого сотрудника, а также то, как он должен действовать на работе.

Э. Мэйо.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

Родоначальником нового направления считается известный американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880—1949). Критикуя классическую теорию организации и управления за упрощенный взгляд на природу человеческого поведения в организации, ориентацию на приоритет формализации отношений и иерархического строения организации, Мэйо подверг сомнению эффективность бюрократической формы управления и выдвинул задачу внедрения методов обращения с работником как «социально-психологическим» существом. Сравнивая организацию с социальной системой, в рамках которой взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы, он рассматривал в качестве важнейшей функции ее функцию удовлетворения социальных потребностей человека.

Научные изыскания Мэйо были связаны, прежде всего, с проведением в 1927 — 1932 гг. крупномасштабного и долгосрочного социального эксперимента на одном из предприятий электротехнической компании «Вестерн Электрик» (близ Чикаго), так называемый Хоторнский эксперимент. В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только технико-экономические, но и социально-психологические факторы (сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность трудом и т. п.).

В целом, суть доктрины «человеческих отношений» может быть сведена к следующим положениям:

■ человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;

■ труд человека — если он интересен и содержателен — может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;

■ средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве;

■ роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;

■ производственная организация — это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества;

■ для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.

Общее понятие о функциях менеджмента. Планирование и его сущность.

Общее понятие о функциях менеджмента (Сущность и взаимосвязь функций менеджмента.). Планирование и его сущность (определение, виды планов, задачи и принципы планирования, этапы разработки плана).

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объект управления (специфические или конкретные функции).

К ним как правило относят:

- планирование

-организация

- руководство

- координация

- мотивация

- контроль и регулирование

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

*установление целей и задач;

* разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

* определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

* доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Организация - вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др,;

Мотивация. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей или целей организации. Процесс мотивации включает:

* установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей;

* формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;

* определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное воздействие.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

* контроль за выполнением работ, намеченных планом;

* меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Координация - это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играх технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

Цели и функции менеджмента взаимосвязаны между собой. Все функции управления выполняются в рамках определённой целевой структуры системы управления. Организация, как система управления, включает комплекс взаимосвязанных между собой целевых и функциональных подсистем, реализующих средства достижения целей, стоящих перед организацией

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Спланировать деятельность предприятия - значит составить план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

Задачи и принципы планирования на предприятии.

Основная задача планирования - разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Кроме того, многие предприятия видят в планировании средство для преодоления возникающих диспропорций, для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов предприятия факторы.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам:

1) конкретность и измеримость планов предприятия. Предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности.;

2) принцип маржинальности (предельных величин). План должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов;

3) ориентированность во времени. Каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени.

4) достижимость показателей плана предприятия, реалистиччость плана. Если предприятие принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех его подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины.

5) гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия.

6) комплексность. Планирование должно охватывать все стороны деятельности предприятия;

7) непротиворечивость (согласованность) различных видов планов предприятия. Планы предприятия должны быть взаимо-поддерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать ход работы других подразделений и предприятия в целом;

8) обязательность исполнения плана. Принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия.

Основные этапы планирования. Стратегические, тактические и оᴨ ȇ ративные планы

План работы - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей.

Персᴨ ȇ ктивное (стратегическое) планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более.

Персᴨ ȇ ктивное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их ᴨ ȇ рсᴨ ȇ ктивные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.

В ᴨ ȇ рсᴨ ȇ ктивных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый ᴨ ȇ риод (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

Оᴨ ȇ ративные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оᴨ ȇ ративных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.

На основе оᴨ ȇ ративных планов строится деятельность сᴨ ȇ циалистов и структурных подразделений. Оᴨ ȇ ративные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые оᴨ ȇ рации и работы.

Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.

1. Организационно-подготовительный этап.

2. Этап разработки проекта плана.

3. Этап согласования и утверждения плана.

Сущность и необходимость контроля (менеджмент). Виды контроля.

Сущность и необходимость контроля (менеджмент). Виды контроля. Сущность и необходимость контроля (менеджмент) (определение, задачи, принципы, требования, предъявляемые к контролю). Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный контроль; стратегический и оперативный контроль; финансовый и административный контроль).

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией сво­их целей. В самом общем виде, контроль можно определить как процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.

Почему необходим контроль? Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.