Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные логические методы и приемы познания 3 страница






2 — заметно более выражено и чаще проявляется качество личности, про­тивоположное оцениваемому;

1 — противоположное оцениваемому качестно четко выражено и прояв­ляется в различных видах деятельности, стало чертой характера лично­сти.

Это самые общие критерии для формализации мнений экспертов. В каждом конкретном случае при оценке тех или иных параметров определяются более конкретные и содержательные критерии.

В том случае, когда мнение экспертов выражается количественно, рассматриваемый метод исследования нередко называют методом полярных баллов.

Формализация мнений экспертов позволяет использовать при обработке результатов исследования математико-статистические ме­тоды1 и современную вычислительную технику. Она может произво­диться не только в шкале порядка, но и путем ранжирования лично­стей (групп или микрогрупп), т. е. путем расположения их в порядке возрастания (или убывания) того или иного их признака.

Допустим, можно составить список респондентов по степени их дисциплинированности. Если первым в списке будет самый дисцип­линированный из них, вторым — ближайший по степени развития этого качества личности и т. д. Замыкать список будет самый недис­циплинированный. Естественно, что у каждого эксперта данный спи­сок получится строго индивидуальным. Меру согласованности мне­ния экспертов молено измерить с помощью применения различных коэффициентов корреляции, допустим, коэффициента корреляции Спирмена. Например, два эксперта ранжировали специалистов по степени их дисциплинированности в таком порядке

  I эксперт II эксперт d d 2
a        
Б     -2  
В     _^  
Г        
д        

Сумма d = 6.

Коэффициент корреляции Спирмена находится по следующей формуле:

 

Rs = 1- 6 Σ D2

N(N2-1)

где Rs. — коэффициент корреляции рангов (он может колебаться в диапазоне от +1 до -1), D2 — квадрат разностей рангов, N — число сравниваемых личностей.

Подставим полученные результаты в предложенную формулу

. Rs-=1-36/120=1-03=0.7

Это довольно высокий уровень согласованности мнений экспер­тов. На практике встречаются случаи, когда единство мнений экс­пертов оценивается и отрицательной величиной коэффициента кор­реляции Спирмена. При Rs = -1 — налицо полная противополож­ность мнений экспертов. При Rs = +1 — их полное совпадение. Одна­ко в большинстве случаев К5 колеблется от 0, 5 до 0, 9. Такова обычно реальная степень совпадения мнений экспертов. Степень точности экспертных оценок зависит от уровня квалификации экспертов, их количества и количества объектов ранжирования. Важно, чтобы экс­перты обладали наблюдательностью, жизненным опытом, практикой работы с людьми, их мнение не было деформировано конфликтными отношениями с оцениваемыми личностями или отношениями вне­служебной зависимости. Таким требованиям в наибольшей степени отвечают руководители коллективов. Однако весьма важны и полез­ны оценки сокурсников респондентов. Сильное различие в оценках «снизу» и «сверху» может быть признаком незнания существенных особенностей оцениваемой личности.

Полагают, что точность экспертных оценок зависит от количества экспертов. В некоторых случаях используют мнение 15-20 экспер­тов. Это объясняется тем, что отношения между респондентами но­сят в большинстве случаев многогранный характер. Количество ран­жируемых личностных качеств или других признаков, как правило, не должно быть более 20, и наиболее надежна эта процедура, когда их число меньше 10.

Метод экспертных оценок называют еще методом ГОЛ (группо­вой оценки личности). За рубежом его нередко называют «методом компетентных судей», или «рейтингом». Когда же в роли эксперта выступает каждый член группы при оценке взаимоотношений между собой и другими респондентами (по определенному критерию), то метод экспертных оценок превращается в социометрическую проце­дуру — один из основных способов исследования в социальных пси­хологии и педагогике.

► Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помошью их предвари­тельного опроса.

Взаимоотношения людей предопределяются объективной необхо­димостью совместной деятельности (она рождает официальную структуру групп) и эмоциональным фактором — симпатиями и ан­типатиями (этот фактор порождает неофициальные взаимоотноше­ния в группе). Узнать неофициальные взаимоотношения людей, структуру их взаимоотношений, симпатий и антипатий можно с по­мощью простых вопросов типа: «С кем бы вы желали провести сво­бодное время?», «С кем бы вы желали работать?» и т. п. Эти вопросы и есть критерии социометрического выбора. Они могут быть самыми разнообразными.

Для исследования структуры взаимоотношений в группе приме­няется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непара­метрическая. Параметрическая социометрия состоит в том, что ис­пытуемым предлагается сделать строго определенное количество вы­боров по заданному критерию. Например, назвать пять товарищей, с которыми он хотел бы вместе проводить свободное время. Непара­метрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследованию. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают резуль­таты обследования.

Важно, чтобы социометрический выбор происходил по значимым критериям. Это связано с тем, что структура межличностных отно­шений, вскрытая по разным критериям, будет неодинакова. И под­бирая какой-то вопрос - критерий социометрического выбора, ис­следователь как бы прогнозирует, какую структуру группы он желал бы вскрыть: ту, которая проявляется в процессе отдыха или же в процессе совместной учебной деятельности. Если социометрическая процедура проводится по двум и более критериям, то для каждого критерия составляется отдельная матрица. Ниже приведен пример составления одной из таких матриц.

Матрица выбора

 

 

 

Кто вы­бирает Кого выбирают Итого
                   
    +               +  
  +     +   +          
    +   +     + +      
    +                  
      +       +        
        +           +  
    +   +           +  
        +              
          +            
  +     +              
Итого                      

 

 

В матрице каждый номер по порядку соответствует определенной фамилии. Результаты социометрического опроса служат основой для анализа взаимоотношений студентов. Путем несложных расче­тов по количеству сделанных положительных или отрицательных выборов и взаимовыборов можно определить следующие социомет­рические индексы: потребность в общении, социометрический ста­тус члена группы, психологическую совместимость, групповое един­ство, групповую разобщенность, групповую сплоченность. Кроме этого, имеется возможность выявить лидеров группы, наличие в ней микрогрупп, а также членов группы, которые не пользуются в ней авторитетом.

Для более наглядного представления системы симпатий и анти­патий обследуемых применяется социограмма. Для составления социограмм принята определенная символика. Используя ее, на со­циограмме (рис. 4.1) отражают результаты социометрического изме­рения, приведенные в матрице выбора.

. Социограмма

Стрелки на социограмме указывают, кто кого выбирает. Если стрелка двунаправленна, то выбор взаимный. Иногда пунктиром на социограмме отображено и негативное отношение испытуемых друг

к другу.

При проведении социометрического опроса целесообразно обес­печить конфиденциальность полученной информации с целью по­вышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.

Достоинствами социометрии считаются:

- возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть пред­ставлен наглядно;

♦ возможность регистрации отношений между всеми членами
группы.

К недостаткам социометрии относятся:

♦ фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выра­женных в симпатиях и антипатиях;

♦ невозможность выявить истинные мотивы выборов;

♦ то, что число взаимных выборов может отражать не столько спло­ченность группы, сколько дружественные связи отдельных мик­рогрупп.

Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.

Личность и группа — специфические объекты психолого-педаго­гического исследования, обладающие существенными особенностя­ми, что предопределяет применение ряда специальных методов изу­чения продуктивности системы воздействия на эти объекты. Один из них — метод тестирования.

► Метод тестирования — выполнение испытуемым заданий определен­ного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.

Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навы­ков, способностей и других качеств личности, а также их соответст­вие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято на­зывать тестами.

«Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испы­туемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получа­ют некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами»1.

Следовательно, с помощью тестирования можно определить име­ющийся уровень развития некоторого свойства у объекта исследова­ния и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у ис­пытуемого в более ранний период.

Тесты характеризуются следующими признаками: объективно­стью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельиостью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления), стандартизироваиностыо (установ­лением одинаковых требований и норм при анализе свойств испы­туемых, или процессов и результатов).

По направленности тесты делятся на тесты достижения, тесты спо­собностей и тесты личности.

Тесты достижений в основном дидактические, определяющие уро­вень овладения учебным материалом, сформированность у обуча­ющихся знаний, навыков и умений. Дидактический тест следует по­нимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, со­здаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уров­ня подготовленности обучающихся. Таким образом, дидактический тест целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными систем­ными факторами: содержательным составом тестовых заданий, об­разующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию. Принцип нарастания трудности позволяет опре­делить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования — выявить нали­чие навыков и умений. Трудность задания как субъективное понятие определяется эмпирически, по величине доли неправильных отве­тов. Этим трудность отличается от объективного показателя — слож­ности, под которой понимают совокупность числа понятий, вошед­ших в задание, числа логических связей между ними и числа опера­ций, необходимых для выполнения задания. Отметим, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а утверждения, ко­торые в зависимости от ответов испытуемых превращаются в истин­ные или ложные.

Тесты способностей чаще всего связаны с диагностикой познава­тельной сферы личности, особенностей мышления и обычно называ­ются интеллектуальными. Они позволяют судить не только о резуль­татах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпо­сылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.

Тесты личности дают возможность по реакции на задания теста судить об особенностях свойств личности — направленности, темпе­раменте, чертах характера. Проявления свойств личности вызывают­ся посредством предъявления проективного материала (незакончен­ные предложения, изображения, стимулирующие ассоциативные реакции респондентов).

Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространенным при исследовании личности. В чем же спорность этого метода? Какие трудности стали осознаваться в тес-тологии? Что тормозит его распространение?

Во-первых, успешное решение теста в обычных условиях не озна­чает успешность аналогичных умственных усилий в сложной обста­новке. Респондент, получивший высокий балл по результатам те­стирования в обычных условиях, может оказаться эмоционально не­устойчивым к стрессам, теряться в опасной ситуации. Разумеется, в целях приближения условий решения теста к реальным социаль­ным условиям можно создавать напряженность у испытуемых в про­цессе тестирования, сокращать время на решение теста, вводить эле­менты имитации этих условий и т. д., но это значительно осложняет применение тестовых методик.

Во-вторых, зная характер тестовых процедур (а скрыть их при массовых исследованиях практически невозможно), испытуемому можно просто подготовиться к решению аналогичного теста, а в не­которых случаях — узнать результат заранее. Одним словом, может возникнуть эффект, когда некоторые респонденты лучше решат тест не в силу своих способностей, а в силу своей предусмотрительности, находчивости, смекалки, а иногда и хитрости, беспринципности. И чем больше зависит судьба этого респондента от результатов тес­тирования, тем выше вероятность проявления им «изворотливости». Данный факт заставляет идти создателей тестов на различные ухищ­рения, например, создавать тесты с дублирующими друг друга во­просами. Однако создать высококачественный тест не так-то просто, не менее сложно и соизмерить результаты, полученные при его ре­шении.

В-третьих, результаты тестирования в данный момент (диагно­стика) могут существенно разниться с результатами подобных испы­таний через значительный промежуток времени в силу неравномер­ного развития способностей у людей. Одним словом, психолого- П В-четвертых, большинство параметров, которые надежно диаг­ностируются тестовыми методиками, не являются ведущими, опре­деляющими качествами личности. Часто качества личности являют­ся отдельными функциями психики, параметрами, регистрирующими изменения в личности. Допустим, можно путем тщательного и дол­говременного тестирования отобрать людей с развитыми способно­стями к поиску математических зависимостей. Но значит ли это, что они будут лучшими даже в области, требующей аналогичных способ­ностей? Нет, не всегда. Специалист может уметь быстро и точно мыслить, но он не хочет напрягать свой интеллект, не имеет интереса к своей специальности, не обладает достаточной ответственностью и т. д. Следовательно, отбирать их необходимо с учетом личностных качеств, направленности, мотивов деятельности. Но как раз эти па­раметры не могут быть диагностированы разработанными тестовы­ми методиками.

В настоящее время существуют отработанные, качественные, до­статочно эффективные тесты, для которых характерны прежде всего высокая валидность и надежность применения.

Надежность теста — его фундаментальная характеристика, пока­зывающая, в какой степени ответы одной и той же личности совпада­ют при ее неоднократном тестировании данным тестом. Например, если ответить на вопросы известного теста Айзенка с перерывом в несколько дней или месяцев, то не все ответы на поставленные во­просы будут совпадать. Несовпадение результатов тестирования бу­дет особенно заметно, если испытания проходили в разных услови­ях, допустим, первое — при стеническом эмоциональном состоянии личности, а второе — астеническом. Конечно, во время тестирования важно создавать спокойную обстановку, снимать воздействие на психику внешних раздражителей, давать однотипный инструктаж испытуемым. Но все это совсем не гарантирует полного совпадения ответов одного и того же испытуемого при его тестировании через определенный промежуток времени. Корреляционная зависимость между результатами первого и второго тестирования определяет его надежность. Нередко надежность измеряют и с помощью процен­тов — высчитывается процент вопросов, на которые испытуемый дал один и тот же ответ. У лучших тестов надежность, выраженная коэффициентом корреляции, составляет от 0, 6 до 0, 9. Если тест не достиг данного уровня надежности, то его применение некорректно.

Валидность теста — пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить. Допустим, решая тест на нахождение математических закономерностей, пять респондентов получили следующие результаты.

 

Испытуемые Количество пра­вильно найденных закономерностей Место в группе Место согласно оценке экспертов
А      
Б      
В      
Г      
Д      

Эти же респонденты были оценены экспертами. Оценка экспер­тов основывалась на двухлетнем опыте наблюдения за респондента­ми и давалась по результатам их учебы по предметам, требующим математических способностей. На основе всестороннего изучения было сформировано мнение экспертов. Естественно, что оно гораздо точнее отражало действительный уровень способностей к нахожде­нию математических закономерностей. Полного совпадения резуль­татов тестирования с реальным положением дела наверняка не бу­дет. И ни один тест не способен дать абсолютного результата. Мера этой неточности и одновременно мера точности теста и измеряются валидностью. Валидность находится путем вычисления коэффици­ента корреляции между результатом тестирования и действитель­ным уровнем развития диагностируемого качества личности после всестороннего и многопланового исследования испытуемых по дан­ному свойству. В этом случае валидность, найденная с помощью ко­эффициента корреляции Спирмена, равна 0, 9 (она также может быть найдена с помощью коэффициента корреляции Пирсона). Это до­вольно высокий результат. Таким образом, тестовые методики могут быть эффективным инструментом психолого-педагогического ис­следования.

Возможности метода тестирования нельзя переоценивать. Тесты должны применяться в совокупности со всеми другими методами Педагогическая диагностика не учитывает развития личности, обла­дает незначительным прогностическими возможностями, имеет как бы ближнюю границу действенности Целесообразно применять не отдельный тест, а их совокупность, т. е. батарею тестов, добиваться их высокой надежности и валидности, повышать квалификацию исследователей. Все это создает предпо­сылки для широкого применения тестовых методик в психолого-пе­дагогических исследованиях.

Таковы основные характеристики лишь некоторых, наиболее ча­сто применяемых методов опроса. Эти специальные методы исполь­зуются в комплексе с другими методами психолого-педагогических исследований, представляя их составную часть.

Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта

К эмпирическим методам, применяемым при проведении психолого-педагогических исследований, относится группа методов, связанная с изучением и обобщением передового педагогического опыта, а так­же с изучением педагогической документации и продуктов деятель­ности человека. Кратко охарактеризуем каждый из этих методов с точки зрения их значимости для получения достоверной информа­ции об объекте и предмете проводимого исследования.

► Метод изучения продуктов деятельности — это исследовательский ме­тод, позволяюший опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие раз­личных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Следует заметить, что в той или иной степени все методы психо­логии и педагогики направлены в конечном счете на анализ деятель­ности. В этом смысле данный способ исследования является синте­зирующим. По мнению В. И. Загвязинского1, «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосред­ственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие из­менения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений». Из сказанного следует, что изучение продуктов деятельности человека в широком смысле есть не что иное, как изучение последст­вий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальные сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить свое отношение к системе ценностей и т. д. В более узком плане речь может идти о материализованных результатах деятельности челове­ка. Например, в качестве объекта изучения могут рассматриваться продукты детской деятельности: сочинения, контрольные и прове­рочные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам, по­делки, различные модели, детали и т. п. В частности, просмотр нари­сованных детьми рисунков может оказать существенную помощь в определении их способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей. Если же обратить внимание на то, как дети используют различные цвето­вые оттенки в изображении предметов, то можно получить дополни­тельную информацию о развитии у них отдельных психических ка­честв и свойств.

Использование метода анализа продуктов детской деятельности поистине требует настоящего искусства. По объективным результа­там исследователь должен восстановить не только сам процесс про­текания деятельности (часто она недоступна наблюдению), но и динамику мотивов, субъективного ее компонента. Сравнительный анализ позволяет более конкретно выявить условия и предпосылки повышения эффективности деятельности определенного вида. Ис­следователю важно соотнести продукт детской деятельности с моти­вами, условиями этой деятельности, с поведением ребенка, группы.

Вместе с тем изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных исследовательских задач. При этом «важно получить представление об уровне готовности ребенка к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выпол­нялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросо­вестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии лично­сти»1. Представления о креативных способностях и возможностях ребенка, его чувствах и помыслах, выраженных в продуктах деятель­ности, дают основания для переосмысления и переоценки исследовательских данных и понятие о его основных личностных характери­стиках.

Сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюде­нием, беседой, педагогическим экспериментом и т. д. дают возмож­ность исследователю изучать особенности и последовательность вы­полнения различных видов действий непосредственно в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения отдельных действий, но и об условиях реа­лизации деятельности в целом. Поскольку единичный продукт дея­тельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка. Сохранение продуктов детской деятельности обеспечивает возмож­ность их последующего сравнения, оценки динамики развития твор­ческих и других способностей ребенка.

Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при обраще­нии к методу изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, теле­видение и звукозапись, компьютерная техника. Технические средст­ва используются в том случае, когда их применение органически вхо­дит в методику исследования и нет возможности получить необхо­димые данные другим способом. Определение влияния различных перегрузок на организм, формирование навыков и умений действо­вать в сложных условиях, фиксация специфики проявления психи­ческих процессов у детей — все это невозможно исследовать без дан­ных, полученных путем применения современных технических средств.

Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали действий ребенка, зафиксировать проявление его эмо­ций, воли и т. д. Киносъемка позволяет точно зафиксировать и про­следить динамику действий и изменений в поведении. Видеозапись и ее просмотр позволяют исследователю как бы со стороны анализи­ровать события, в которых он сам принимал участие. Средства зву­козаписи способствуют анализу содержательного и фонетического аспектов речи детей. Компьютеры позволяют значительно ускорить обработку эмпирического материала. Кроме того, данные, получен­ные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть по­вторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объ­ективны и представляют большую научную ценность.

К методам изучения продуктов деятельности можно отнести ме­тод изучения педагогической документации (отчетно-учетной, нормативной и др.). В процессе работы исследователь сталкивается с необходимостью изучать различные документы: служебные харак­теристики; личные дела, медицинские карты, автобиографии, учени­ческие дневники; журналы контрольных проверок, приказов и рас­поряжений руководства образовательных учреждений; протоколы собраний и заседаний и т. п. Анализ этих документов позволяет вы­явить динамику развития личности обучающегося, сопоставить офи­циальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного про­цесса. Следует заметить, что информация, полученная из различных документов, обычно обширна, объемна. Непросто запомнить биогра­фические данные даже одного человека. Когда же обследуются де­сятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что создает трудности при их сопоставлении, анализе и оцен­ке. Здесь помогает только опыт, интуиция, автоматизация обработки и хранения данных документов с помощью ЭВМ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.