Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты и задачи






Тест Обоснование
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить: a) патентное законодательство; b) количество фирм на отраслевом рынке; c) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли; d) государственные стандарты по охране окружающей среды; e) квоты на импорт.  

 

2. К числу черт монополии не относится: a) единственный производитель; b) уникальность продукта; c) непреодолимость барьеров; d) совершенная информация; e) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии.  

 

3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия: a) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; b) может установить произвольно высокую цену; c) может установить цену, максимизирующую прибыль; d) может полностью контролировать объем предложения на рынке; e) может при любых условиях получать экономическую прибыль.  

 

4. Нечестной конкуренцией нельзя называть: a) демпинг; b) лишение сырья; c) введение в заблуждение потребителя; d) использование чужих торговых марок; e) все перечисленное является формами нечестной конкуренции.  

 

5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: a) является единственным производителем (монополией); b) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени; c) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; d) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; e) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт.  

 

6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме: a) ограничение цен; b) увеличение объема производства; c) установление размера приемлемых избыточных прибылей; d) установление цен на уровне средних издержек (АС); e) установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль.  

 

7. Х-неэффективностью называют: a) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; b) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; c) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; d) сознательное занижение монополией объема производства; e) получение монополией экономических прибылей.  

 

8. К числу недостатков социалистической монополии относились: a) сильная мотивация монополистических злоупотреблений; b) сознательное занижение монополией объема производства; c) получение монополистом экономических прибылей; d) Х-неэффективность; e) монопольное завышение цен.  

 

9. К числу достоинств поведенческого подхода к регулированию монополий не относится: a) эффективность применения к регулированию уже существующих монопольных образований; b) использование карательных санкций только при наличии действительных монопольных злоупотреблений; c) сохранение эффективно работающих гигантских предприятий; d) простота идентификации фирм-монополий; e) все перечисленные варианты.  

 

Задача №1. Сравните три рынка: рынок №1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, №2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, №3, на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства. Какой рынок сильнее монополизирован?

Задача №2. 1)На рынке действует ряд крупных фирм. Доля крупнейшей – 25%. Вторая и третья по размеру фирмы имеют по 15%. Остальная часть рынка занята 10 равными по размеру фирмами.

Насколько велик риск монополизации? Подсчитайте необходимый индекс.

Обоснуйте ответ.

2) Верно или неверно следующее утверждение: «Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках». О каком экономическом явлении идет речь?

Эссе

А. Ценовая дискриминация: зло или благо?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополия получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом?

· Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополиями для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги?

· Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней?

· Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции?

· Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для пенсионеров, прочих физических лиц, бюджетных организаций, коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.