Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика курса






А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования региональной экономики? Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в региональную экономику? Что делает актуальными их взгляды в региональной экономике в наше время?

2. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

3. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

4. С какими изменениями в региональной экономике связано появление маржинализма?

5. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании региональной экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

6. В каких областях вклад российских ученых в региональную экономическую теорию был наиболее значимым?

7. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых региональной экономической теорией.

8. Можно ли свести предмет региональной экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета региональной экономической теории кажется вам более точным?

9. Предмет, объект и методы региональной экономики.

10. Этапы развития отечественных региональных исследований.

11. Регион: содержание, понятие.

12. Территориальная организация общества.

13. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил.

14.Статистическая база регионального анализа.

15. Статистическая база регионального анализа.

16. Направления анализа региональной экономики.

 

 

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

 

Античные теории     ® Меркантилизм ® Классическая политэкономия ®
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
|   |   |  
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту      
Марксизм ® Маржинализм ® Кейнсианство ®
|   |   |  
             
|   |   |  
             

 

Неоклассика (монетаризм) ® Институционализм ® ??? ®
|   |   |  
        Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
             

 

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

 

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

 

Эмпирический метод   Статистический метод   Метод научных абстракций
|   |   |
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов    
         
Причинно-следственный метод   Функциональный метод   Эконометрические методы
|   |   |
         

Тесты

Тест Обоснование
1. Региональная экономика: это наука: a) о том, как улучшить личное экономическое положение; b) о регулировании государством национальной экономики; c) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; d) о том, как общество решает вопросы " что, как и для кого" производить; e) о законах функционирования рыночной экономики. е)– изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).

 

2. Фундаментальную проблему региональной экономической теории отражает следующая пара понятий: a) спрос и предложение; b) эффективность и справедливость; c) предпринимательство и прибыль; d) ограниченность и выбор; e) производство и потребление. а) Диалектический и телеологический анализ экономической деятельности позволяет выявить рефлективные отношения между такими фундаментальными экономическими категориями как производство и потребление, спрос и предложение, продукт и ресурс, затраты и полезность, прибыль и сбережения, экспансия и рецессия. Выявление взаимозависимости между указанными категориями позволяет глубже понять сущность экономических процессов, логику формирования экономических циклов, создать адекватную модель экономики.

 

3.Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: a) существует только в бедных странах; b) связана с определенными типами цивилизаций; c) типична для социализма (экономика дефицита); d) никогда не возникает в богатых странах; e) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.   е) В основе этого противоречия -редкость ресурсов, необходимых для обеспечения постоянно растущих потребностей в товарах и услугах.

 

4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: a) объяснения законов функционирования реальной экономики; b) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности; c) содержания сведений о свойствах изображаемой модели; d) отражения всех деталей экономического развития общества; e) подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез. е) Гипотеза характерна к психологической аналитике исследования той или иной проблематики общества.

 

 

5. Если региональная экономика изучается как целостная система, то это анализ: a) макроэкономический; b) нормативный; c) описательный; d) микроэкономический; e) позитивный. а) Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

 

6. Региональную экономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: a) как обществу достигнуть полной занятости; b) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; c) проблемы ускорения экономического роста; d) вопросы экономической безопасности; e) организацию деятельности отдельных фирм. b) Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

 

7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: a) способности удовлетворять потребности; b) ценности; c) редкости; d) могут быть в неограниченном количестве; e) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. d) Для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага - ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества. Производились бы в достаточном объеме.

 

8. Полное использование всех ресурсов общества показывает: a) сдвиг кривой производственных возможностей вправо; b) точка вне кривой производственных возможностей; c) точка внутри кривой производственных возможностей; d) точка на кривой производственных возможностей; e) сдвиг кривой производственных возможностей влево. b) Кривая производственных возможностей (англ. Production Possibilities Frontier) показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов.

 

9. Кривая производственных возможностей показывает: a) все возможные комбинации выпуска продуктов; b) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; c) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; d) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; e) степень социального неравенства в обществе b) Кривая производственных возможностей–это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике
10.Понятие метода науки включает: a) набор фактических данных; b) структуру предмета; c) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; d) мировоззренческие установки ученого.  
11. Какое из утверждений ложно применительно к модели: a) модель строится на основе абстракции; b) на основе модели возможно дать представление будущего; c) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности; d) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению.  
12. Какую проблему из перечисленных не решает экономическая модель: a) делать вывод о свойствах изображаемой модели; b) отражать все реальности экономического развития общества; c) подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы; d) давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности; e) объяснять законы функционирования реальной экономики.  
13.Экономист систематизировал и обобщил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является: a) гипотетическим; b) эмпирическим; c) дедуктивным; d) описательным; f) индуктивным.  

Эссе

А. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Региональная экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.

· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?

 

Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?»? Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?»? Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

· Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

· Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

 

В. Объективно ли экономическое знание?

· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

· Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

 

Г. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.