Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Предприятие как производственно-экономическая система






Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

(название дисциплины)

Направление подготовки 080100 – Экономика

Профиль подготовки «Финансы и кредит»

Профиль подготовки «Бухгалтерский учет анализ и аудит»

Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций»

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Форма обучения ЗАОЧНАЯ

Г

Содержание

 

 

Введение.

1. Содержание дисциплины

2. Задания для контрольной работы.

3. Перечень важнейших формул, применимых для решения задач.

4. Перечень экзаменационных вопросов.

5. Список рекомендуемой литературы.

 

 

 

 

Введение

Методические указания и контрольные задания предназначены для освоения программы по учебной дисциплине «Экономика предприятий и организации» и составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлениям 100700.62

Дисциплина «Экономика предприятий и организации» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Задача дисциплины «Экономика предприятий и организации» - дать представление об основных целях предприятия, о его ресурсах, затратах, результатах, факторах повышения эффективности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия), как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

знать:

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы их экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

- механизм ценообразования, формы оплаты труда;

- основные показатели деятельности организации (предприятия).

уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя.

Контрольная работа является самостоятельной творческой работой и выполняется на основе знаний и умений, получаемых при изучении данной дисциплины.

 

 

 


Содержание дисциплины

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Вопросы для самопроверки:

1. Предприятие как субъект предпринимательства. Цели и задачи предприятий

2. Финансово-экономические основы деятельности предприятия

3. Организационно-правовые формы предприятий

4. Классификация предприятий

5. Объединения предприятий (концерн, холдинг, ассоциация, ФПГ и т.д.)

6. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте таблицу в которой будут перечислены основные характеристики организационно-правовых форм предпринимательской деятельности по следующим критериям: необходимые документы для открытия; участники и их количество; распределение доходов, обязательств и ответственности; особые признаки; правила ликвидации и реорганизации.

2. Схематично представьте связь элементов внешней среды с предприятием.

3. Какие предприятия легче приспосабливаются к коньюктурным изменениям (мелкие, средние, крупные)

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. Анализ внешней среды региона КМВ.

2. Прямое воздействие внешней среды на экономику предприятия: государство, поставщики, потребители, конкуренты.

3. Косвенное воздействие внешней среды на экономику торговой организации: состояние экономики, социальные и политические факторы, достижения НТП, международное экономическое влияние.

4. Государственное регулирование деятельности предприятий.

Тема 2. Предприятие как производственно-экономическая система

Вопросы для самопроверки:

1. Организационная и производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия

2. Производственный процесс и основные принципы его организации.

3. Формы и методы организации производства.

4. Типы производства и их сравнительная технико-экономическая характеристика.

5. Производственный цикл. Виды сочетания операций

6. Понятие качества и конкурентоспособности продукции, показатели качества продукции.

7. Стандартизация и сертификация в менеджменте качества.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте организационную структуру для фирмы по Вашему выбору и определите к какому типу она относится.

2. Каждый из приведенных ниже показателей качества производственного оборудования отнесите к одной из классификационных групп показателей качества по признаку характеризуемых свойств: производительность, срок службы, эксплуатационные затраты, соответствие оборудования силовым возможностям человека, внешний вид, удельный вес стандартных деталей в конструкции, показатель патентной чистоты.

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. Характеристика современных структур управления фирмой

2. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции(услуг, работ) (рассмотреть на конкретном примере).

3. Выберите наиболее эффективный тип производства и обоснуйте свой выбор.

Тема 3. Ресурсы предприятия: основные, оборотные средства; трудовые, финансовые, информационные ресурсы

 

Вопросы для самопроверки:

1.Экономическая сущность и воспроизводство основных средств;

2. Состав и классификация ОС;

3. Понятие износа и амортизации основных средств;

4. Показатели эффективности использования ОС.

5. Состав и классификация оборотного капитала;

6. Определение потребности предприятия в оборотных средствах;

7. Показатели использования оборотных средств;

8. Трудовые ресурсы предприятия: классификация и структура кадров;

9. Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов.

10. Факторы и резервы повышения производительности труда.

11. Финансовые ресурсы предприятия их состав.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как определяется структура основных производственных фондов? Какие факторы влияют на нее? Охарактеризуйте их.

2. Дайте определение активной и пассивной части основных фондов. Какова роль активной части основного капитала в производственном процессе?

3. Чем различаются амортизация и амортизационные отчисления? Как рассчитать норму амортизации? Перечислите существующие методы начисления амортизации. В чем их сходство и различие? Какое значение имеет «ускоренная амортизация»?

4. Охарактеризуйте кругооборот оборотных фондов по его основным сферам. К какой сфере относится период реализации готовой продукции?

5. Объясните экономическую сущность оборачиваемости оборотных средств. Какова единица измерения этого показателя?

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. В чем смысл понятия«основной капитал»?

2. Почему оборотный капитал называют капиталом приносящим прибыль?

3. Обновление основного капитала в экономически развитых странах. (В реферативном выступлении следует осветить вопросы амортизационной политики как основного элемента воспроизводства основного капитала.)

4. Пути улучшения использования основных фондов на предприятии.

5. Чем объясняются различия в структуре оборотных средств по отраслям промышленности?

 

Тема 4. Затраты предприятия и себестоимость продукции

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Себестоимость как экономическая категория. Виды себестоимости.

2. Классификация затрат промышленного предприятия.

3. Калькулирование себестоимости продукции.

4. Методы учета затрат на производство.

5. Факторы снижения себестоимости продукции.

6. Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений.

7. Точка безубыточности: порядок расчета, область применения на предприятии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти нужные по темам литературные и другие информационные источники; изучить их и представить аналитический обзор о составе затрат в предприятиях и путях их оптимизации.

2. Сделать схему и рисунок расходов и структуры себестоимости.

3. Составитьклассификацию расходов по различным признакам: экономическому элементу, зависимости от объема товарооборота, способу включения в себестоимость, периодичности возникновения и др.;

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1) Затратоёмкость товара. Рассмотреть на примере.

2) Общее и отличия экономических категорий «расходы», «затраты», «издержки».

3) Пути снижения издержек фирмы.

 

 

Тема 5. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Доходы предприятия, их классификация.

2. Прибыль как экономическая категория. Функции прибыли.

3. Виды прибыли. Схема формирования прибыли.

4. Порядок формирования (схема формирования) и распределения прибыли.

5. Рентабельность. Виды рентабельности.

6. Факторы и резервы роста рентабельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Нарисовать логическую схему формирования и направлений использования доходов предприятия.

2. Представить формулы и показать как с их помощью можно выявить влияние различных факторов (размера и структуры товарооборота, величины торговых надбавок и др.) на валовой доход торгового предприятия.

3. Нарисуйте схему формирования прибыли по форме 2 «Отчета о финансовых результатах».

Тематика рефератов, докладов, эссе:

  1. Пути повышения рентабельности предприятия.
  2. Сравните понятие рентабельности и прибыли, и сделайте вывод о сфере и эффективности применения этих показателей при анализе деятельности предприятий.
  3. Провести анализ ПБУ «Доходы организации» и НК РФ, выявите различия в трактовке.

Тема 6. Ценообразование и ценовая политика предприятия

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике.

2. Ценообразующие факторы и их характеристика.

3. Стратегия высоких цен («снятия сливок»), ее суть и условия применения.

4. Скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы. Этапы разработки ценовой стратегии.

5. Стратегия низких цен («ценового прорыва»), ее суть и условия применения.

6. Виды цен.

7. Методы ценообразования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Нарисовать схему структуры закупочных и розничных цен на потребительские товары.

2. Какие расходы предприятия нельзя включать в себестоимость, являющуюся элементом розничной цены.

3. Представить схемы с основными видами цен, их структурой и характеристиками.

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. Роль государства в ценовой политике предприятий, функционирующих на рынках: чистой (свободной) конкуренции, монополий, олигополий, монопсоний;

2. Антимонопольный комитет и его роль в регулировании цен.

3. Пути регулирования розничных цен на потребительские товары первой необходимости.

4. Факторы, влияющие на рост розничных цен и пути их стабилизации.

 

Тема 7. Налогообложение предприятия

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Сущность и функции налогов в условиях рыночной экономики.

2. Роль налогов в регулировании экономики

3. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы построения.

4. Охарактеризовать понятие налоговой базы.

5. Классификация налогов, входящих в налоговую систему.

6. Экономическое содержание НДС, его роль и место в налоговой системе. Плательщики и объект налогообложения.

7. Федеральные налоги и сборы.

8. Региональные налоги и сборы.

9. Классификация налогов, уплачиваемых предприятием..

10. Основные методы налогообложения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Из перечисленных принципов налогообложения выберите принципы, сформулированные А. Смитом: определенность, однократность обложения, достаточность, удобство, экономичность, научный подход, справедливость, гибкость.

2.Определите элементы налога на имущество организаций.

3. Определите элементы транспортного налога.

4. По каким признакам можно классифицировать налоги:

- на федеральные, региональные и местные;

- на налоги с физических лиц, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

- на целевые, общие и чрезвычайные;

- на прямые и косвенные;

- на закрепленные и регулирующие.

Назовите в качестве примеров налоги, входящие в каждую из перечисленных групп.

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. Объективная необходимость налогов.

2. Экономическое содержание налогов, их эволюция.

3. Современные принципы налогообложения, их характеристика и связь с классическими принципами

Тема 8. Управление развитием предприятия

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Инвестиции, понятие, виды.

2. Статические методы оценки эффективности инвестиций и ее система показателей.

3. Динамические методы оценки эффективности инвестиций.

4. Финансовый профиль проекта, его построение и показатели его характеризующие.

5. Понятие и классификация инноваций.

6. Виды инновационных стратегий.

7. Содержание инновационной деятельности.

8. Организация инновационной деятельности на предприятии.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Имеется ли взаимосвязь между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью? Если да, то какая?

2. Дайте характеристику различным видам инвестиций. В чем их отличие?

3. Какую роль в инвестиционном процессе выполняют финансовые инвестиции?

4. Назовите основные компоненты инвестиционного процесса.

5. По каким направлениям классифицируются инвестиции?

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. На решения каких задач направлена инвестиционная деятельность?

2. Какая связь имеется между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью? Что является причиной, а что следствием?

3. В чем заключается финансовое и экономическое определение инвестиций? Чем они отличаются?

 

4. Каких принципов следует придерживаться при оценке эффективности инвестиций?

5. Как Вы считаете, какие инвестиции – реальные или финансовые важнее для России в ближайшие 10 лет? Обоснуйте свой ответ.

6. Технопарки и бизнес-инкубаторы и их роль в развитии инновационного бизнеса.

7. Инновационный потенциал предприятия, основные подходы к его оценке.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.