Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 18






1. Административные суды

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Административные суды рассматривают споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо или служебное лицо, или другой субъект, наделенный властными полномочиями, управленческими функциями на основаниях, предусмотренных законодательством. В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений.

В качестве таковых подразумеваются:

Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

Споры о принятии граждан на публичную службу, её прохождения, освобождения из публичной службы;

Споры между субъектами властных полномочий о реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры о заключении и выполнении административных договоров;

споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

споры о правоотношениях, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется:

на публично-правовые дела Конституционного Суда;

на дела, которые разрешаются в порядке криминального судопроизводства;

дела о наложении административных взысканий;

споры по отношениям, отнесённым к внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Дополнительно!!!

В настоящее время развитие административного законодательства в целом и в том числе административного судопроизводства является актуальной проблемой для Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Развитие самостоятельного административного судопроизводства является одним из ключевых факторов обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод физических лиц и организаций.

Верховный Суд Российской Федерации последовательно отстаивает законодательную инициативу о создании в нашей стране специализированных административных судов. Ещё 19 сентября 2000 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление N 29 " О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов Федеральных конституционных законов " О федеральных административных судах в Российской Федерации", " О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон " О судебной системе Российской Федерации" и " О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон " О военных судах Российской Федерации". 16 ноября 2006 года Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 55 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Надо сказать, что в существующих на сегодняшний день научных исследованиях обосновываются различные точки зрения о месте, роли и полномочиях административных судов. Например, опыт некоторых стран континентальной Европы заключается в полной автономии судов, рассматривающих административные дела, начиная с нижестоящего и заканчивая верховным судом. По такому пути развития пошли, например, Германия и Франция. Чаще же всего такие суды на уровне первой инстанции выделены в качестве самостоятельных, а надзорными процессуальными полномочиями наделен верховный суд судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, где прямо указано, что административные дела подсудны судам общей юрисдикции (статья 126), инициирует создание административных судов именно в системе судов общей юрисдикции.

В то же время, несмотря на различия правовой природы гражданского и административного судопроизводства, суды общей юрисдикции, разрешая административные дела, вынуждены руководствоваться началами гражданского процесса. Вместе с тем изначально гражданский процесс не предназначен для обсуждения вопросов, имеющих отношение к системе сдержек и противовесов в организационном разделении государственной власти.

Административное судопроизводство, то есть производство по спорам, возникающим из административных правоотношений в системе сдержек и противовесов, организационного разделения государственной власти, по своим целям и задачам значительным образом совпадает с конституционным судопроизводством. Сходство правовой природы заключается в главном. Органы судебной власти уполномочены осуществлять проверку, в частности, содержания нормативных правовых актов по всей вертикали - начиная с актов органов местного самоуправления и их должностных лиц и заканчивая федеральным законодателем, конечно, с учетом особенностей. Именно поэтому административное судопроизводство должно быть организовано как самостоятельная форма правосудия. Таким образом, развитие законодательного регулирования административного судопроизводства и принятие соответствующего кодекса позволит снять многие проблемы, возникающие в правоприменительной практике.

В свою очередь, производство по делам об административных правонарушениях, а именно совершаемая в процессуальной форме деятельность с целью привлечения виновных к административной ответственности, также должно развиваться.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 3 в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" утвержден состав Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2011 г. N 174/кд сформированы судебный состав первой инстанции и судебный состав по административным делам.

Судебная коллегия по административным делам сталкивается со сложными, с юридической стороны, спорами. В соответствии со ст. 20 названного Федерального конституционного закона Судебная коллегия по административным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к её подсудности федеральными законами, например дела о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти, дела по жалобам на некоторые решения Высшей квалификационной коллегии судей, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, дела по жалобам на неправомерные действия (бездействие), повлекшие нарушения избирательного законодательства, дела о приостановлении и прекращении деятельности политических партий, общественных объединений, дела о признании незаконными ненормативных актов федеральной власти и т.д.

Судебная коллегия по административным делам также рассматривает апелляционные и частные жалобы, представления прокуроров на решения верховных судов республик областных, краевых и равных им судов, в том числе по делам: о признании незаконными нормативных актов органов власти субъекта Федерации; вытекающим из нарушений избирательного законодательства; по обжалованию неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений и действий квалификационных коллегий судей и их председателей, по другим вопросам.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, кроме названного выше, рассматривает также и надзорные жалобы на постановления и решения по делам об административных правонарушениях. Так, в 2011 году Судебной коллегией по административным делам рассмотрено по существу 7492 надзорные жалобы по делам об административных правонарушениях. В первом полугодии 2012 года Судебной коллегией по административным делам рассмотрено по существу 3649 надзорных жалоб по делам об административных правонарушениях.

2. Вынесение решения по делу об административном правонарушении. Виды постановлений.

Процессуальным основанием административной ответственности является акт компетентного органа о наложении конкретного административного взыскания за конкретный административный проступок на конкретное виновное лицо.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.)

2) объявления устного замечания.

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 ЭТО Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества В СЛУЧАЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СДАЧИ; Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача В СЛУЧАЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОЗАВИСИМОСТИ; Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности В СЛУЧАЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.