Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки административного процесса.






В юридической литературе сложились два основных подхода к пониманию административного процесса. Первый из них может быть охарактеризован как широкий. Сторонники широкого понимания административного процесса, в частности, В.М. Горшенев, понимают под административным процессом абсолютно все правовые формы деятельности государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел. В.М. Горшенев и его единомышленники рассматривают юридический процесс как властно-организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц по применению правовых норм для разрешения всех категорий юридических дел, а не только споров или дел о правонарушениях. Существует также определение профессора Корнева (в широком смысле): Административный процесс есть деятельность, состоящая в реализации правомочий по осуществлению функций государственного управления и применению норм материального административного права, протекающая в порядке и формах установленных в законодательстве. Такой позиции придерживается Минохин, Д.Н. Бахрах и др. Такую же позицию занял Ю.М. Козлов: «Под административным процессом в широком смысле слова понимается процесс самой исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления».

В узком понимании, то есть исключительно как деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений юридический процесс рассматривают также Н.Г.Салищева, В.Д. Сорокин и др. Административный процесс - регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами в административном правоотношении, не находящимися между собой в отношении служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Нередко сторонники юрисдикционной концепции сводят процесс к порядку применения административного взыскания. Административный процесс - это урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разбирательства административно-правового конфликта с участием юрисдикционного органа, опосредующего взаимоотношения сторон. Он представляет собой административно-процессуальную деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях или при разрешении административно-правового спора.

Принципы административного процесса.

Под правовыми принципами традиционно понимаются основные руководящие начала, закрепленные в правовых нормах. Необходимость их рассмотрения обусловлена тем, что сквозь призму принципов регламентируется административно-юрисдикционное производство.

Некоторые подразделяют принципы административного процесса на общие и специальные.

Общие принципы это принципы, присущие процессуальной деятельности в целом, а частные - только административному процессу.

Принцип законности прямо вытекает из положения Конституции РФ, согласно которой все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица и граждане должны соблюдать законы. В соответствии с п. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с законом.

Принцип гласности административного процесса вытекает из положения ст.123 Конституции РФ. Он имеет двоякую направленность с одной стороны, он предполагает ознакомление широких слоев населения, с решением тех или иных вопросов входящих в компетенцию конкретных органов, с другой стороны, обеспечивает возможность сторонам административного процесса беспрепятственно знакомиться с документами по делу, что является обязательным условием гласности.

Принцип обеспечения право на защиту. Так в соответствии со ст.45 и 46 Конституции РФ гражданину гарантируется судебная защита, и он может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами. В ст.25.1 КоАП РФ указаны конкретные процессуальные права лица, привлекаемого к ответственности, например: право знакомится с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства и др.

Принцип равенства сторон и состязательности в административном процессе. Необходимо отметить, что в ст. 118 Конституции РФ говорится об административном судопроизводстве, а в ст. 123 установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Но сейчас на практике данный принцип практически не может быть применим, так как число субъектов административной юрисдикции входят и те лица, которые, например, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, у нас нет административных судов, в производстве которых данный принцип мог бы применяться.

Принцип объективной (материальной истины). Статья 24.1 КоАП РФ указывает задачи производства по делам об административных правонарушениях - это своевременное, всестороннее, подлинное, объективное исследование обстоятельств дела.

Принцип ведения производства на государственном языке вытекает из положений ст. 68 Конституции РФ, которая гласит, что государственным языком на территории РФ является русский язык; наряду с ним республики вправе устанавливать свои государственные языки. Также ст.24.2 КоАП РФ практически повторяет данную норму, кроме того, гарантируя лицам, участвующим в производстве по делу, но не владеющим языком судопроизводства объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Принцип самостоятельности принятия решения по делу и принцип независимости судей. Независимости судей провозглашена в ст.120 Конституции РФ. А принцип самостоятельности принятия решения всеми субъектами административной юрисдикции закреплен в ст.26.11 КоАП РФ, в соответствии с которой субъекты, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению.

Принцип презумпции невиновности – один из важнейших принципов. Каждый обвиняемый в совершении правонарушения считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке, неустранимые сомнения виновности лица толкуются в его пользу.

Принцип непосредственности и устности процесса. Эти принципы отражены в ряде статей КоАП РФ, согласно которым при рассмотрении дела используются доказательства, оглашается протокол, заслушиваются лица, участвующие в деле и т.д. То есть, предусмотрено получение доказательств из первоисточника, а методом их исследования является устное общения с участником процесса.

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело. Он вытекает из ст. 19 Конституции РФ, где говорится о том, что все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального и имущественного положения и т.д. Ст. 1.4 КоАП РФ практически идентично отражает данный принцип.

Мнения многих учёных по поводу определения общих принципов административного процесса схожи, чего нельзя сказать о частных принципах. Некоторые теоретики вообще не признают данную классификацию принципов административного процесса. Но те учёные, которые выделяют частные принципы, относят к ним следующие:

- принцип оперативности (быстроты) и экономичности процесса, он является следствием оперативности.

- принцип соразмерности: общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой в интересах общества цели.

- принцип расследования: гражданин не обязан доказывать те или иные обстоятельства или факты интересующие орган власти, который должен сам выяснять все необходимые сведения. Гражданин в подаваемых заявлениях обязан лишь утверждать некие факты и орган не может требовать подтверждения их достоверности при помощи не предусмотренных законом документов;

- запрет сверхформализма: если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления), это не должно быть поводом для отказа принять от него заявление, если цель, преследуемая формой, может быть достигнута и без ее соблюдения и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.