Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие способностей






 

Развитие многих человеческих способностей начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов, каждый из которых характеризуют специфические процессы.

 

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он относится к дошкольному детству (от рождения до 6-7 лет). Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это благоприятно для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

 

Становлению специальных способностей, активно начинающемуся уже в дошкольном детстве, помогают различного рода игры детей, в них начальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Затем на развитие специальных способностей существенное влияние начинают оказывать учебная и трудовая деятельность.

 

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Именно многоплановость и разнообразие видов деятельности выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития способностей человека. К деятельности, развивающей способности человека, можно предъявить следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

 

Творческая, нерутинная деятельность заставляет думать ребенка и становится сама по себе привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Она связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. А это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

 

Если выполняемая деятельность находится на пределе возможностей ребенка (зона оптимальной трудности), то она ведет за собой развитие его способностей. Стимулирующая мотивация – это превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Эмоциональный настрой создается чередованием успехов и неудач в деятельности, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество больше, чем число неудач.

 

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, это относится и к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. Например, с помощью специальных упражнений можно научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого.

 

Контрольные вопросы

 

1. 1. Природа способностей человека.

2. 2. Классификация видов способностей.

3. 3. Развитие способностей в онтогенезе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.