Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим подробнее ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.






 

· · Теорию черт, разработанную Г. Оллпортом и Р. Кеттелом, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт. Обследование личности происходит с помощью различных тестов или путем обобщения жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

 

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

 

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода сложной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множества различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

 

С помощью данного метода Р. Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р. Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

 

· · За рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения, которая по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди.

 

Индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта длительного пребывания в различных жизненных условиях. Основные механизмы развития личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдения других и подражание.

 

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же “стимульных ситуаций”.

 

· · Американский ученый У. Майшел разработал концепцию, которую можно отнести к интеракционистским теориям личности). Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

 

1. 1. Способности человека.

2. 2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. 3. Ожидания – оценки вероятных последствий.

4. 4. Ценности. Человек в сложившейся ситуации обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. 5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Люди предпочитают обычно действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

 

· · Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

 

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно”, “Я” и “Сверх – Я”. “Оно” действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я” ориентируется на принцип реальности, а “Сверх – Я” руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание “Оно”, постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека. Неосознаваемые влечения, идущие от “Оно”, чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в “Сверх – Я” (с социальными и нравственными оценками поведения). Поэтому между “Оно” и “Сверх – Я” существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью “Я” – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно помирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения “Оно” были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

 

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы “Оно” и “Сверх – Я”. Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью “Я” вырабатывает у себя защитные механизмы.

 

Теория личности З. Фрейда неоднократно подвергалась критике. Эта критика касалась крайней биологизации человека и принижения роли сознания в управлении его действиями. Теория Фрейда по существу является умозрительной.

 

· · Гуманистическая психология. Альтернатива тем концепциям, которые отождествляли психологию поведения человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах.

 

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Центральным понятием для теории стало понятие “Я”, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его “реальное Я” и “идеальное Я” согласуются между собой. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах.

 

· · В отечественной психологии значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

 

Теорию, предложенную Л.И. Божович, по приведенной классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека. Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

 

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно классификации, его теорию можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

 

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит “личностный смысл”. Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.