Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народнохозяйственное прогнозирование и факторы экономического роста






В достижении позитивного экономического роста большую роль играет воздействие на его составляющие как на уровне микроэкономики, так и на макроуровне. Будь то отдельные экономические субъекты или государственные экономические органы, в рыночных условиях они должны предвидеть ситуацию на год, два и более. В командной экономике эта задача возлагалась на планирующие органы на различных их уровнях.

В рыночных условиях на уровне микроэкономики значительную роль в предвидении принимаемых решений играют маркетинговые службы фирм и корпораций. На народнохозяйственном макроуровне этим занимаются различные правительственные органы и частные организации, специализирующиеся на различного рода прогнозах (прогноз от греч. prognosis - предвидение, предсказание). Применительно к макроуровневым процессам прогноз - это научно обоснованная гипотеза о возможном будущем состоянии экономических субъектов данной системы, о характеризующих их показателях. Разработку и сос­тавление прогнозов на различных уровнях принято называть прогнозированием. Последние часто применяются на стадии предварительного определения конкрентных целей, на микроуровне являясь составляющим элементом бизнес-планов, на макроуровне при разработке различных вариантов государственных программ с учетом спроса, возможного предложения товаров и услуг и в целом рыночной конъюнктуры. Конъюнктура (от лат. conjunctura - связывать) рынка есть отражение экономической ситуации, которая складывается на нем под влиянием в целом рыночной активности. [1] Прогнозирование включает:

Во-первых, кропотливое отслеживание таких рыночных показателей, как курсы акций, объемы заказов и выданных лицензий на строительство, поставки оборудования. Эти статистические ряды часто предвещают общеэкономические колебания, сигнализируют о них.

Во-вторых, прогнозирование предполагает использование моделей - систем уравнений, каждое из которых описывает ту или иную область экономики. В модель вводятся и динамические показатели, в том числе вероятные изменения в

фискальной практике.

Результатом должен стать прогноз, скажем, для будущего года состояния рынков капитала и труда, экономического роста.

Прогнозные оценки конъюнктуры — ориентир как для политиков, так и для предпринимателей, принимающих решения об инвестициях и объеме производства.

Следует отметить, что практика экономического прогнозирования не свидетельствует об исчерпывающей корректности оценок. Наглядным подтверждением является, например, неспособность службы прогнозирования предвидеть крупные потрясения в экономике. Согласно американским данным, к ним относятся Великая депрессия начала 30-х гг. и кризис 1982 г.

Некоторые экономисты связывают ненадежность экономического прогнозирования с тем, что макроэкономика — наука молодая, что нам все еще недостает знаний и опыта. Слабо изучен психологический аспект экономики, в частности процесс формирования ожиданий — у потребителей, инвесторов, валютных дилеров и других экономических агентов. Ожидания — фактор в известной мере иррациональный, зависящий от многих, порою не относящихся к бизнесу, переменных, но, естественно, и от экономической политики государства.

Для прогнозирования характерны и свои методы осуществления, связанные с изучением причинно-следственных связей и тенденций, относящихся к прошлому, настоящему и будущему. В их числе такой наиболее простой и распространенный метод прогнозирования, как экстраполяция (от лат. extra -приставка, соответствующая русским " вне"..., " сверх..." и polire - делать гладким, отделывать) - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

В макроэкономике экстраполяция как способ прогноза означает распространение полученных результатов на макроуровне, их показателей (например, ВВП, ЧНП, НД, уровня инфляции или занятости, совокупного сбыта или совокупного предложения, общественной производительности труда и т.д.) базового года на период прогнозируемых лет с учетом факторов и темпов динамики данных показателей. В этих целях предстоит изучать многие факторы, определяющие рыночную ситуацию и экономический рост.

При этом следует учитывать, что для краткосрочного периода прогноз может быть составлен более реально, так как многие экономические, производственно-технические и миграционные процессы обладают инертностью.

 

С учетом этого легче экстраполировать достигнутые показатели экономического роста на ближайшие годы. На долгосрочный период прогноз должен быть более глубоко проработан, максимально учитывать вероятность изменения условий для экономи­ческого роста, что требует умения предвидеть изменения социально-экономической обстановки, включая фактор народонаселения, продолжительности жизни, квалификации кадров, тенденций научно-технического прогресса. Желательно также рассчитывать несколько вариантов прогноза, учитывающих изменения как внутренних, так и внешних условий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.