Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика физического развития ребенка раннего возраста






На втором году жизни сохраняется еще достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интен­сивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значи­тельном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается на 6—7 см, масса — на 1 —1, 5 кг. Продол­жается созревание различных функциональных систем организ­ма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра прини­мают косое положение, мышцы диафрагмы становятся крепче. Одновременно с грудной клеткой развиваются и легкие, со­вершенствуется их функция, частота дыхания уменьшается за счет увеличения дыхательного объема. Растет сердце, совершенствуется его работа. По­вышен обмен веществ, органы пищеварения приобретают спо­собность переваривать самую разнообразную пищу.

Продолжается интенсив­ное развитие иммунной системы. Сохраняет­ся высокая ранимость организма ребенка, его подверженность различным заболеваниям. Относительная слабость и малая по­движность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга приводят к быстрому утомлению.

В первом полугодии второго года жизни ребенка совершен­ствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, меняет положение (приседает, накло­няется, поворачивается, пятится), может перешагнуть через не­высокое препятствие. Может есть ложкой сначала густую, а к 1, 5 годам и жидкую пищу.

Во втором полугодии второго года жизни ощутимо повыша­ется сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Более совершенной становится система термо­регуляции, иммунная система надежнее защищает организм от инфекции. Повышается работоспособность нервной системы: ес­ли ребенок в начале второго года, не отвлекаясь, может зани­маться с картинкой всего 1—2 мин, то к концу второго года это время увеличивается до 7—8 мин. Быстро развивается речь, увеличивается запас слов.

К концу второго года заметно меняются пропорции тела малыша, особенно за счет длины рук и ног, объем груди ста­новится больше объема головы. Совершенствуется координация движений, он более ловок, может пройти по доске шириной 15—29 см, приподнятой над полом на 15—20 см, перешагивая через препятствия чередующимся шагом. Заканчивается про­резывание всех 20 молочных зубов. В этот период дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, ста­новится возможным привитие ребенку гигиенических навыков.

За второй год жизни ребенок увеличивает массу тела при­близительно на 2—2, 5 кг, длину — на 12—13 см.

На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1, 5—2 кг, рост — на 8—11 см. Несо­вершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровенос­ной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быст­рым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К то­му же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно ис­следует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает ве­роятность инфицирования, травм, отравлений. Он любознателен, активен, контактен — это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.

Прямохождение. В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Что же все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь и вновь прилагать все усилия для того, чтобы совершать первые шаги? На первых порах это участие и одобрение взрослых. Но вскоре, после первых успехов, ребенок начинает испытывать удовольствие от самого овладевания собственным телом и стре­мится как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия. Кроме того, ходьба, вытесняя ползание, становится основным средством перемещения, приближения к желаемым предметам.

Упражнения в ходьбе быстро приводят к большей устойчивости. Ребенок все меньше и меньше падает, более уверенно идет к цели, но сами движения еще долго остаются недостаточно координиро­ванными.

Постепенно дети начинают передвигаться гораздо свободнее. Движения совершаются уже без того огромного напряжения, которое было прежде. Кажется, что при передвижении они даже ищут дополнительных трудностей — идут туда, где горки, ступень­ки, всяческие неровности. В полтора года дети живут упражнения­ми в движении. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Дети сами нарочно осложняют свою ходьбу: ходят по всяческим мелким предметам, ходят вперед спиной, кружатся, бегают сквозь заросли, хотя рядом может быть свободный проход, передвигаются с закрытыми глазами. В этом возрасте они с увлечением занимаются специальными упражнениями под руководством воспитателя.

Таким образом, на первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями. Только посте­пенно достигается автоматиза­ция этого способа передвиже­ния, он перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.

Благодаря способности к прямохождению ребенок всту­пает в период более свобод­ного и самостоятельного обще­ния с внешним миром. Овладе­ние ходьбой развивает возмож­ности ориентировки в простран­стве. Мышечное чувство стано­вится мерой отсчета расстоя­ния и пространственного рас­положения предмета. Прибли­жаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практичес­ки осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

Освоив передвижение, ребе­нок намного расширяет круг вещей, ставших объектами его понимания. Он получает воз­можность действовать с самы­ми разнообразными предме­тами, которые прежде родители не считали нужным предлагать младенцу.

Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба расширяет вместе с тем его ознакомление с предметами и их свойствами, умение обращаться с ними. Продолжает активно созревать нервная система ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.