Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о себе у младенцев первого полугодия






РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или ме­нее осознанная система представлений о самом себе.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Пред­ставление о себе включает: когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты.

Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе - образ своих качеств, внешних особенностей, спо­собностей, возможностей, умений, навыков, социальной значимости и т.д.

Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она де­лает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных: эмоци­ональных реакций и в виде оценочных суждений.

Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только зна­ния о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных ка­честв и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правиль­но оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышен­ной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя.

Результаты самопознания и самоотношения влекут за собой организацию личностью своего поведения - процесс саморегулирования.

Представление о себе у младенцев первого полугодия

В первый год жизни складываются предпосылки для даль­нейшего развития личности - «предличностные образования» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова).

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми.

Только в этой сфере младенец мо­жет проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малы­ша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый.

Взрослый с первых дней оценивает малыша, главным в которой для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержа­ние оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воз­действовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью.

Такое отношение к ребенку формирует у него положитель­ное отношение к людям и положительное самоощущение, ког­да он переживает свою значимость для близких. Это пережива­ние создает условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициа­тивные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. В 3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование - активность, отчасти врожденное ка­чество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизне­радостное, любознательное и требовательное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.