Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим имущества государственных унитарных предприятий






Унитарные предприятия являются традиционным инструментом управления государственной или муниципальной собственностью в различных основных отраслях народного хозяйства. При этом эффективность их деятельности зависит от объема имущественной базы, переданной этим предприятиям для управления[71].

Статья 11 Закона об государственных унитарных предприятиях определяет, открытый перечень источников, за счет которых формируется имущество унитарного предприятия:

-имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

-доходов унитарного предприятия от его деятельности;

-иных не противоречащих законодательству источников.

Приказ Минэкономразвития об утверждении Примерного устава государственного унитарного предприятияв п.3.5 определяет, более широкий перечень источников:

-имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

-доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

-заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

-целевое бюджетное финансирование, дотации;

-иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации[72].

Согласно п.2 ст11 Закона об государственных унитарных предприятиях и п.1 ст.299 ГК РФ, право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (момент передачи определяется в соответствии со ст.224 ГК РФ).

Статья 113 ГК РФ предусматривает, что унитарное предприятие признанная как коммерческая организация не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Ведь эти последние не участвуют в образовании имущества своего «предприятия» и не несут имущественной ответственности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. В силу этого юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом гражданских правоотношений[73].

При этом экономическая и имущественная самостоятельность унитарных предприятий обеспечена тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, ограничены законом[74].

Н.В Бандурина и С.М.Татанов отмечают, что в состав имущества государственных унитарных предприятий не могут быть включены земельные участки. Такой вывод они сделали исходя из анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в котором отсутствует право хозяйственного ведения или оперативного управления в качестве основания возникновения права на землю или вообще какого-либо использования земельного участка[75]. В п.3 ст.36 ЗК РФ предусматривается упоминание такого права, что в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами. Поэтому, унитарные предприятия в отношении земельного участка возникает только право на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, что по мнениям Н.В Бандурина и С.М.Татанов, значительно ущемляет свободу хозяйственной деятельности рассматриваемых субъектов.

Статья 11 Закона об государственных унитарных предприятиях устанавливает, чтопод имуществом понимаются не только имущественные права и вещи, включая деньги и ценные бумаги, но и неимущественные права, имеющие денежную оценку; за счет такого имущества может формироваться уставный фонд унитарного предприятия[76].

Распространенной позицией считается, что имущество унитарного предприятия признается имущественным комплексом, в который входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором, указанным в п.2 ст.132 ГК РФ.

Собственниками унитарных предприятий как имущественных комплексов могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (п.1, 2 ст.4 Закона об унитарных предприятиях, ст.132 ГК РФ). Отсюда, следует, что, например, при передаче имущественного комплекса принадлежащего унитарному предприятию (на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления) из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации (или из собственности одного субъекта Федерации в собственность другого субъекта Федерации или муниципального образования) такое предприятие сохраняет соответствующее право на принадлежащее ему имущество.

Некоторые авторы полагают, что деятельность государственного унитарного предприятия заключается в предпринимательском участии в экономическом обороте определенным способом (соответствующим уставу), например через производство определенных товаров или оказание услуг. Имущественный комплекс, таким образом, могут составлять вещи, права и обязанности, права на результаты интеллектуальной деятельности, которые в своей совокупности, назначении и принадлежности задействованы в конкретном, характерном именно для данного государственного унитарного предприятия механизме получения прибыли. В то же время основной особенностью имущественного комплекса является его целостность, невозможность отделения каких-либо составляющих его элементов, если это изменяет экономически выгодное положение предприятия в системе гражданско-правовых отношений и коммерческого оборота[77].

Их точку зрения можно считать недостаточно верной и практически обоснованной в нынешних экономических условиях хозяйствования, поскольку объединение правовых конструкций государственного унитарного предприятия как юридического лица и предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом гражданского права, не дает эффективно осуществлять те задачи, которые были установлены перед государственным унитарным предприятием собственником переданного имущества.

Вместе с тем, представляется достаточно проблематичным считать правильным признание предприятия и субъектом, и объектом права[78].

Государственное унитарное предприятие, как говорилось выше, представляет собой установленную в законодательстве организационно-правовую форму юридического лица, что указывает на то, что унитарное предприятие является субъектом гражданского и предпринимательского права, однако не наделенным правом собственности на переданное ему учредителями имущество, а реализующим в отношении его право хозяйственного ведения или оперативного управления.

Нынешний законодатель четко использует термин " предприятие" в названии одной из организационно-правовых форм юридического лица, включая его в устойчивое словосочетание " государственные и муниципальные унитарные предприятия" [79].

Неделимость имущества государственного унитарного предприятия, определяет положения ст.18 Закона об унитарных предприятиях, согласно, что государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, в п.2 ст.18 Закона об унитарных предприятиях определяет, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества, государственного или муниципального предприятия.

Так же требуется согласие собственника имущества унитарного предприятия, для совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, Н.В Бандурина и С.М.Татанов считают, что закон предоставляет право унитарным предприятиям, хотя и достаточно ограниченное, на совершение сделок с принадлежащим им имуществом, разделяя его, если подобные сделки будут одобрены собственником. Полагаем, что в этом положении и заключены основные противоречия относительно неделимости имущества унитарного предприятия, которое выступает все-таки как субъект права, а не объект.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которые определены уставом такого предприятия, определено п.3 ст.18 Закона об унитарных предприятиях.

Приказ Минэкономразвития об утверждении Примерного устава государственного унитарного предприятия в п.3.6 допускает, что с согласия собственника может быть принято решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации. Движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены настоящим Уставом.

Согласно п.3.9 Приказа Минэкономразвития об утверждении Примерного устава государственного унитарного предприятия, предприятие распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия в соответствии с программой деятельности предприятия.

Согласно п.3 ст.113 ГК РФ, п.4 ст.9 Закона об унитарных предприятиях устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, а также о порядке и об источниках его формирования.

Таким образом, Закон об унитарных предприятиях предусматривает обязательное формирование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, так же, как законами о хозяйственных обществах предусмотрено обязательное формирование уставного капитала в таких коммерческих организациях.

Если имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), значит, и уставный фонд унитарных предприятий является единым и неделимым.

Норма ст.12 Закона об унитарных предприятиях, определяет, что размер уставного фонда государственного предприятия федерального уровня или уровня субъекта РФ должен составлять не менее чем 5000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда), а муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных законом на дату регистрации предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации унитарного предприятия.

Собственник унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, до его государственной регистрации должен оплатить уставной фонд. Исходя из этого, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается[80].

Статья 114 ГК РФ устанавливает, что минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Стоимость имущества, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления определяется Законом об оценочной деятельности[81].

Закон об унитарных предприятиях более четко регулирует последствия уменьшения стоимости чистых активов предприятия до размера ниже, чем минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия[82].

Так п.2 ст.15 Закона об унитарных предприятиях устанавливает, что если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества унитарного предприятия обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия. В п.2 ст.14 Закона об унитарных предприятиях определяется, что уставной фонд унитарного предприятия увеличивается только за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также собственных доходов предприятия.

Нормы ст.16 Закона об унитарных предприятиях предусматривают, создание резервного и иных фондов специального назначения унитарного предприятия за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли.

Средства, зачисленные в них, могут быть использованы только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и уставом[83].

Для покрытия убытков унитарного предприятия используются средства из резервного фонда. Устав унитарного предприятия должен содержать перечень средства зачисленных фондов, которые, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Законодатель точно не устанавливает, обязательно ли создание таких фондов или они должны создаваться по усмотрению унитарного предприятия, согласуется ли вопрос с собственником имущества унитарного предприятия создание фондов.

Приказ Минэкономразвития об утверждении Примерного устава государственного унитарного предприятия, предполагает, что часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение уставного фонда предприятия. Доходы от аренды недвижимого имущества предприятия перечисляются в федеральный бюджет в установленном порядке.

Позиция законодателя зачастую подвергается критике, поскольку, как считают ученые-практики, сама форма хозяйственного ведения крайне неэффективна и обременительна для собственника имущества, т.к. после заключения договора с руководителем предприятия органы власти и местного самоуправления, осуществляющие права собственников, фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия[84].

Руководители государственных унитарных предприятий действуют практически бесконтрольно, и нередко неэффективное управление такими предприятиями приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и, таким образом, утрачивается государственная или муниципальная собственность, а собственники не вправе воспрепятствовать этому. В силу этого высказываются мнения о необходимости постоянного и жесткого административного и финансового контроля над деятельностью государственных унитарных предприятий путем реформирования таких предприятий[85].

Унитарному предприятию имущество передают органы, в чьей компетенции находятся данные обязанности: федеральные государственные органы (именно, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (далее - Росимущество)[86]), государственными органами субъектов РФ (например, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан) или органы местного самоуправления (различные комитеты по управлению муниципальным имуществом). Законодательство не устанавливает форму и порядок передачи имущества собственником унитарному предприятию.

Как правило, передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта, принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов, установленной актами, определяющими статус этих органов. В качестве названного распорядительного акта могут рассматриваться приказы, распоряжения, постановления, содержащие указание на закрепление определенного состава имущества за тем или иным унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Конкретный вид распорядительного акта определяется в зависимости от статуса органа, издавшего его[87].

Норма п.2 ст.11 Закона об унитарных предприятиях, как говорилось выше, является диспозитивной, так как содержит указание на возможность определения момента перехода имущества не только в распорядительных документах собственника, но и в соответствии с нормами закона, что напрямую применимо к передаче унитарному предприятию недвижимого имущества[88].

Статья 131 ГК РФ предусматривает порядок передачи унитарному предприятию недвижимое имущество, согласно этому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Наряду с этим п.2 ст.11 Закона об унитарных предприятиях отмечает, что особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах.Таким образом, права собственника относительно данных видов имущества устанавливаются Правительством РФ, а именно вПостановление Правительства РФ от 05.01.1995 N 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» (далее -Постановление Правительства РФ N 14)[89], Постановление Правительства РФ от 12.09.2001 N 672 «Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФN 672)[90] и др.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, согласно ст.7 Закона об унитарных предприятиях и п.6 ст.113 ГК РФ.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а именно: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ст.17 Закона об унитарных предприятиях, что собственник имущества государственного унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления[91]. Подобное перечисление прибыли можно считать гражданско-правовым, ввиду того, что в основе стоит субъективное право собственника на получение части прибыли. Часть перечисленной собственнику прибыли (после уплаты налогов и иных обязательных платежей) учитывается в доходах соответствующих бюджетов, указанных в п.1 ст.42, п.1 ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ)[92]. Норма п.3 ст.299 ГК РФ предусматривает, прекращение имущества на праве хозяйственного ведения.

Оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику часть полученной прибыли сохраняется за предприятием и идет на формирование резервного и иных фондов предприятия, создание которых предусмотрено его уставом, на развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на обучение и повышение квалификации его сотрудников, на инвестирование, внедрение и освоение новой техники и технологий, на рекламу и другие цели, не противоречащие уставу. Направления расходования таких средств определяются самим предприятием[93].

Имуществом унитарного предприятия после прекращения их деятельности, распоряжаетсяРосимущество в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество данного унитарного предприятия становиться имуществом казны, в соответствии со ст.214 ГК РФ[94].

В п.1 ст.5 Закон о приватизации государственного и муниципального имущества говориться, что унитарные предприятия не могут быть покупателями приватизируемого имущества. Так же п.1 ст.2 Закона об унитарных предприятияхзапрещает унитарным предприятиям создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества.

Однако при этом существует право унитарных предприятий участвовать в иных юридических лицах (с согласия собственника), за одним исключением, которое состоит в том, что они не вправе участвовать (учреждать) кредитные организации[95].

Оставшаяся у унитарного предприятия прибыль, сохраняется за ним, как и все его имущество, на праве хозяйственного ведения, в соответствии с п.2 ст.113 ГК РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.