Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительно. Может ли быть логическое мышление вне языка?






 

Может ли быть логическое мышление вне языка?

Проблема связи абстрактного, логического мышления и естественного языка - одна из вечных в языкознании. Многие лингвисты и философы никогда не сомневаются в том, что логическое мышление не может существовать вне форм языка (Кривоносов А.Т. Мышление - без языка? // Вопросы языкознания. 1992. №2; Панфилов В.З. и др. - много трудов по этой проблеме)

Один из аргументов - материальный подход: априорное утверждение типа «Мысль, как известно, находятся в неразрывной связи с языком».

Может ли быть язык вне мышления? - нет. В языке всегда отражается мышление. А наоборот: логическое мышление всегда осуществляется в формах языка? Мышление всегда вербально? Мысль о возможности невербального понятийного мышления возникла в связи с изучением эллипсиса, односоставных предложений, проблемы подтекста. Познавательная деятельность человека протекает в форме суждений (субъект и предикат обязательны). Следовательно (по В.З. Панфилову), бессубъектные предложения не могут отражать познание.

Нужен эксперимент.

1. Анализ структуры одночленного предложения:

«Пожар! Светает. Вечер. Тишина». Где субъект? Нет?

Ср. То, что я сейчас вижу, это – пожар (предикат)!

Это в языке не представлено, а представлено в нашем чувственном восприятии - это факт нашего сознания.

Мышление осуществлялось, возможно, так: «Все люди, видящие пожар, должны вызвать пожарников. То, что я сейчас вижу, это пожар. Я должен вызвать...».

Таким образом, логический субъект формально отсутствует – и мы должны признать его «безъязыковое существование».

В естественном языке действуют законы экономии языковой материи, редуцируется то, что составляет «общий фонд знаний» говорящего и слушающего. Возможна компрессия информации. Яркий пример – бегущая строка и строчные объявления: «Тараканы. Тел….», «Уголь. Оптом дешевле». «Лечение. Удаление круглосуточно», «Кипр, Турция. Дети бесплатно».

Фонд общих знаний собеседников проявляется в неэксплицитных

компонентах высказывания - пресуппозициях (презумпциях).

Анекдоты, иллюстрирующие пресуппозицию

1. В баре он спрашивает ее:

- Вы позволите мне вас пригласить отобедать у меня в доме?

- Может быть, мы здесь сначала хоть что-нибудь поедим.

2. «Дорогая Мария Ивановна! Телеграмму о Вашем приезде получили. Ждем. В остальном все хорошо. Ваш любящий зять»

Явление компрессии, уплотнения вербального состава текста - одна из сущностных характеристик текста. В предложении есть такие скрытые смысловые компоненты, которые сами могут составлять предложения (пропозиции). Число предложений в тексте всегда меньше числа пропозиций.

В языке некоторые смыслы регулярно «сокращаются», уходят в подтекст (элиминируются).

Например, фрагменты синтаксических построений, которые выражают большую посылку логического силлогизма.

Он говорил зычно, так как был туговат на ухо.

(Б. посылка - Все туговаты на ухо говорят зычно. Меньшая - Он говорил зычно.)

Глаз не было видно, потому что он их все время держал опущенными.

(Б. посылка - Глаз, которые опущены, не видно).

Он покраснел от смущения.

Опущенное суждение сохраняется в языке без языковой опоры, «незримо» для точных физических приборов, но совершенно зримо для собеседника, владеющего тем же естественным языком. Большая посылка изымается из речи, но не из мысли! В меньшей посылке и заключении косвенно заложен имплицитный смысл в виде языковой формы. Скрытая мысль, материально не выраженная в звуках (знаках), представлена не прямо, а косвенно: в виде взаимодействия других форм (связанные предложения, связанные слова). Горелов называет это невербальными следами (см. «Невербальный компонент коммуникации»). Если бы все мысли были осознаваемыми, «проговариваемыми» (хотя бы и во внутренней речи), и никогда бы не присутствовали в подсознании, то наука о мышлении была ба предельно простой наукой и все ее загадки были бы давно разгаданы. Выявить наличие большой посылки можно путем прямого вопроса: «Значит, вы полагаете, что все туговатые на ухо говорят зычно?»

Итак, процесс мышления не связан «жестко» с языком. Элиминированная мысль во «внутренней» речи никогда не проговаривается, скрытые артикуляции не фиксируются приборами. В какой (материальной?) форме эти скрытые компоненты присутствуют в мозге, современная наука не может ответить. Даже при титаническом усилии человек не мог бы про себя (а тем более вслух) проговорить все элиминированные мысли, не нарушив взаимопонимания.

Как выпадает одно из звеньев логической цепи - задача будущей нейролингвистики, нейропсихологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.