Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные научные направления и школы в теории государственного управления западных стран




Отличительной особенностью современной школы государственного администрирования является преимущественно эмпирическая направленность и прикладной характер ее исследований. Это объясняется рядом причин. Так, еще на начальных этапах развития многие ее основоположники (например, В.Вильсон, Л.Уайт) вели не только теоретические изыскания, но и практическую работу. Помимо изложенного, американские ученые считают, что наука государственного управления и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Учебные курсы управления персоналом, человеческими отношениями, теория организации читаются во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовит себя к государственной службе, так и для будущих кадров деловой администрации частного бизнеса. Соответственно, особенностью американского утилитарного подхода представляется тот факт, что научные разработки содержат практические рекомендации для государственных служащих, предлагают обоснованные проекты реформ.

Особую роль в развитии современной школы государственного администрирования в США сыграли труды Г.Макгрегора, теория «мотивационной гигиены» Ф.Герцберга, концепция «организационного развития» Р.Лайкерта.

После II мировой войны окончательно оформилось экономическое направление. В отличие от социологов, делавших ставку на изучение культурных традиций, экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Один из его представителей Б.Барри – разработал концепцию «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш-потеря». Он полагает, что властные отношения возможны, только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, ибо располагает большими возможностями достичь желаемого ценой минимальных убытков.

Качественно новым подходом к организации государственного администрирования в 1980-1990-е гг. явилась концепция «системы мягкого мышления» английского ученого П.Чекланда, отличительной чертой которой представляется перенос принципа системности с реальности на процесс ее познания. Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности в конкретных обстоятельствах.

По мнению Чекланда, единственный способ изучить целостность – это посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения, а управленческая деятельность – это перманентный процесс познания. Для принятия управленческого решения необходимо всестороннее изучение ситуации.

Новым направлением в области государственного управления является и «организационная кибернетика» (С.Биэр), центральным понятием которой провозглашена «балансирующая система». Под балансирующей системой понимается такая система, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности.



По мнению Биэра, подобные системы должны обеспечить 5 функций: организационную, координационную, контроль, сбор и обработку информации, разработку политики.

Достижением французской школы административного государственного управления можно считать разработку институциональной концепции государства, которая сменила понимание государства как юридического лица. Государство стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть.

Классиком исследований бюрократизма и создателем оригинальной теории власти и стратегии реформирования общества на основе изучения дисфункциональных сторон бюрократического процесса в свете методологии «культурно-организационного» анализа социального действия стал М.Крозье.

Дополняя исследования веберианского «идеального типа» бюрократии как рациональной организации изучением дисфункционных сторон бюрократического процесса на совершенно новой методологической основе «культурно-организационного» анализа социального действия, Крозье выделяет «бюрократическую модель» конкретной социальной системы. Тем самым он выясняет, каким образом бюрократические дисфункции из отклонения превращаются в конституирующее средство, а латентную функцию социальной системы, делают ее устойчивой для всякой трансформации. В теории бюрократии Крозье реализует синтез 2 теоретических направлений ее исследований – политического и организационного.



Крозье исходит из того, что развитие «бюрократического ритма развития», представляет собой чередование длительных периодов стабильности и коротких эпох трансформаций в виде взрыва («бюрократического кризиса»), не создающего нового этапа развития, но порождающего «новое бюрократическое равновесие».

Крозье предлагает новую логику преобразований на основе «косвенной», «осторожной», «обучающей», развивающей потенциалы системы стратегии изменения, через воздействие на «ключевые точки системы», способные ни инновационный прорыв. Методологической основой политического анализа у Крозье является сочетание идей структурного функционализма и акционизма.

Одной из серьезных проблем Франции в 1950-1960-е гг. была жесткая централизация власти, что вызвало усиление интереса ученых (П.Арвиль, Э.Фор) к вопросам повышения эффективности государственного управления посредством его децентрализации. Радикальная теория государственного управления нового типа была разработана М.Понятовским.

Немецкая школа государственного администрирования в настоящее время занимает лидирующее положение в Западной Европе, что объясняется преимущественным влиянием немецких ученых к фундаментальным научно-теоретическим разработкам философского характера. Большая часть немецких исследователей рассматривает государственное управление как воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы (А.Гелен, Х.Кун, Э.Форстхофф, Э.Хиппель).

Концепция «социального государства» Л.Эрхарда до последнего времени весьма существенно влияла на систему государственного администрирования в Германии. В рамках данной концепции закреплена определяющая роль государственного управления в развитии общества, а все группы населения подчиняются общему благу и поддерживают существующий социальный строй.

Характеристика германской школы будет неполной без упоминания прикладных исследований Р.Дарендорфа, В.Фрике, К.Крана, Г.Петера.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал