Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование портфеля инвестиционных ИТ-проектов
Основными направлениями развития ИТ являются следующие:
- В области организационного развития:
- создание службы ИТ, возглавляемой ИТ–директором прямого подчинения первому лицу организации;
- организация информационно-аналитической службы, отвечающей за информационное наполнение систем;
- обучение персонала по категориям и направлениям;
- формирование программ долгосрочного сотрудничества с профессиональными участниками рынка ИТ;
- развитие ИТ-инфраструктуры.
- В области методологии:
- определение форм использования ИТ во всех бизнес-процессах;
- формализация бизнес-процессов;
- создание актуальной нормативной базы;
- определение долгосрочной технической политики в отношении архитектуры и состава программно-технических средств, используемых платформ и решений.
- В области построения КИС:
- внедрение системы управления договорами;
- внедрение системы управленческого документооборота;
- разработка и внедрение системы информационно-аналитического
- обслуживания руководства;
- внедрение информационной системы управления эффективностью бизнеса (BPM);
- внедрение системы управления материально-техническими ресурсами и цепочками поставок (SCM);
- внедрение системы управления основными фондами (EAM);
- внедрение системы управления персоналом;
- внедрение системы управления проектами;
- внедрение системы управления знаниями (KM);
- внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Системы управления ресурсами предприятия здесь специально не рассматриваются, поскольку приведенный выше перечень систем по существу представляет собой перечень основных модулей ERP-систем. В целом надо отметить, что этот перечень не претендует на исчерпывающую полноту (отрасль развивается очень быстро), но, в тоже время, дает представление о средствах удовлетворения информационных потребностей организаций.
Рассмотрим основные черты функционала перечисленных видов информационных систем. Более глубоко функционал перечисленных и других видов информационных систем будет рассмотрен в лекции 6.
Система управления договорами является наиболее простой с точки зрения реализации, но крайне важной для организаций, которые работают по сотням договоров как в роли заказчика, так и в роли исполнителя. Например, серийные авиастроительные заводы, автомобилестроительные и судостроительные заводы постоянно взаимодействуют с сотнями смежных предприятий – поставщиками узлов, агрегатов и комплектующих.
Системы данного класса решают три основные задачи:
- Контроль выполнения договорных обязательств. Любой договор включает календарный план выполнения этапов работ, определяющий сроки и стоимости выполнения этапов. Факт выполнения этапа фиксируется в системе, а в случае отсутствия подтверждения завершения этапа система выдает соответствующую информацию. Кроме того, система выдает предупреждение о приближающихся сроках завершения этапов.
- Контроль платежей. Факт завершения этапа влечет за собой получение платежа за выполненные работы, который также фиксируется в системе. Система проверяет своевременность платежа в соответствии с договорными условиями и выдает информацию о фактах возникновения задолженности.
- Учет штрафных санкций. Любой договор предусматривает штрафные санкции за невыполнение работ по календарному плану или за срыв сроков их выполнения. Система ведет учет всех штрафных санкций и информирует о необходимости их предъявления.
Системы электронного документооборота решают задачи:
- регистрации документов в системе путем их сканирования и прикрепления регистрационной карточки с указанием перечня необходимых действий и их исполнителей;
- ведения электронного архива завершенных документов;
- маршрутизации движения документов – определение последовательности действий по их исполнению;
- контроля прохождения документов по исполнителям;
- оценки готовности документов и выявления нарушения сроков их исполнения.
Системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management) решают задачи:
- бюджетирования,
- финансового учета,
- консолидации финансовой отчетности,
- взаимодействия с банками и фондовым рынком,
- формирования управленческой отчетности с использованием системы ключевых показателей.
Системы управления материально-техническими ресурсами и цепочками поставок (Supply Chain Management) решают задачи:
- управления складом в целях контроля наличия и отпуска товаров для минимизации складских помещений;
- логистического обслуживания отпуска и доставки товаров потребителям;
- увязывания производства с поставками, т.е. планирование удовлетворения потребностей производства в своевременных поставках необходимых компонент;
- оптимизации размещения заказов и выбора поставщика путем проведения электронных тендеров и сравнительного анализа их результатов.
Системы управления персоналом решают задачи:
- учета персонала – стандартные задачи ведения картотеки персонала и формирования статистической отчетности;
- планирования карьеры – реализация корпоративной кадровой политики в отношении продвижения различных категорий сотрудников;
- оценки персонала – планирование аттестаций и подведение их итогов;
- развития персонала – планирование обучения сотрудников и подведение итогов его проведения;
- замещения сотрудников и формирования резерва – планирование перемещения сотрудников как по горизонтали, так и по вертикали служебной иерархии в зависимости от обстоятельств.
Системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management) решают задачи:
- ведения истории отношений (Что было сделано? Кто делал? Сколько получили? Какие были проблемы?);
- ведения досье контактов (персоналии клиента, наши участники, записи встреч).
Системы управления основными фондами (Enterprise Asset Management) решают задачи:
- учета основных фондов – что входит в состав фондов и каковы их характеристики;
- ведения истории жизни фондов – что, когда было приобретено, установлено, кто поставщик, когда, кем и какие на них работы выполнялись;
- планирования ремонтно-профилактических работ и контроля их выполнения.
Системы управления проектами решают задачи:
- календарно-сетевого планирования ресурсов;
- управления бюджетом проекта;
- управления проектным документооборотом;
- управления мультипроектом – т.е. проектом, включающим взаимозависимые подпроекты;
- управления портфелем проектов – т.е. по существу управление инвестициями организации.
Информационно – аналитические системы обслуживания руководства (Business Intelligence или Decision Support Systems) решают задачи:
- сбора первичных данных из различных источников;
- организации витрин данных – т.е. их сегментация по содержательным признакам;
- аналитической обработки данных;
- формирования аналитической отчетности.
Для решения задачи формирования портфеля инвестиционных ИТ-проектов по результатам анкетирования формируется Матрица основных направлений развития ИТ. Пример такой матрицы приведен в таблице 4.3.
Таблица 4.3. Матрица основных направлений развития ИТ
| Направление развития ИТ
| Приоритет
| 1. Развертывание интегрированной системы управления контрактами
|
| 2. Обучение персонала по категориям и направлениям
|
| 3. Внедрение системы управленческого документооборота
|
| 4. Разработка и внедрение системы информационно-аналитического обслуживания руководства
|
| 5. Развертывание информационной системы финансово-экономического блока (включая разработку комплекса ключевых финансово-экономических показателей)
|
| 6. Формирование программ долгосрочного сотрудничества с профессиональными участниками рынка ИТ
|
| 7. Формализация внутренних бизнес-процессов
|
| 8. Формализация бизнес-процессов взаимодействия с партнерами
|
| 9. Внедрение системы управления персоналом
|
| 10. Применение интернет-интранет- технологий для построения обеспечивающей среды делового взаимодействия, как внутри организации, так и с внешними организациями
|
| 11. Внедрение системы управления цепочками поставок
|
| 12. Организация информационно-аналитической службы, отвечающей за информационное наполнение систем
|
| 13. Определение долгосрочной технической политики в отношении архитектуры и состава программно-технических средств, используемых платформ и решений
|
| Развитие информационных технологий в направлениях, вошедших в матрицу, требует реализации последовательности конкретных проектов, которые и составляют портфель инвестиционных проектов. В таблице 4.4. приведен пример портфеля проектов в привязке к основным направлениям информатизации. В таблице необходимо указать предварительные оценки сроков и стоимости выполнения проектов в том случае, если они передаются внешним профессиональным ИТ компаниям. Эти параметры представляют собой ориентиры для проведения коммерческих переговоров.
Таблица 4.4. Пример портфеля проектов
| | Наименование проекта
| Сроки (мес.)
| Стоимость($)
|
| Интегрированная система управления контрактами
| | | 1.1
| Подсистема управления проектом
| | | 1.2
| Подсистема управления бюджетом проекта
| | | 1.3
| Подсистема управления документированной информацией
| | | 1.4
| Ввод системы в эксплуатацию
| | |
| Обучение
| | |
| Информационно-аналитическая система обслуживания Руководства
| | | 3.1
| Пилотная версия системы
| | | 3.2
| Полнофункциональная версия системы
| | | 3.3
| Интеграция системы
| | |
| Система управления документооборотом
| | | 4.1
| Создание стенда системы
| | | 4.2
| Настройка системы
| | | 4.3
| Разработка методик работы с системой
| | | 4.4
| Ввод системы в промышленную эксплуатацию
| | |
| Информационная система управления экономикой и финансами
| | |
| Применение интернет/интранет технологий
| | | 6.1
| Разработка корпоративного сайта
| | | 6.2
| Создание выделенной интернет-сети
| | | 6.3
| Разработка интернет-портала МТО
| | |
| Система управления персоналом
| | |
| Система управления цепочками поставок
| | |
| Модель деятельности
| | | 9.1
| Разработка модели
| | | 9.2
| Предложения по оптимизации бизнес- процессов
| | | 9.3
| Разработка процедур и средств управления развитием ИТ
| | | Регистр ожидаемых результатов от реализации портфеля выбранных проектов является важнейшим инструментом контроля достижения запланированных результатов и управления рисками их возможного отклонения. В таблице 4.5. приведен пример регистра ожидаемых результатов от выполнения проектов.
Таблица 4.5. Пример регистра ожидаемых результатов
| | Наименование проекта
| Цель проекта
| Ожидаемые результаты
|
| Интегрированная система управления контрактами
| Стратегической целью создания интегрированной системы управления контрактами является обеспечение гарантированного выполнения обязательств перед отечественными и зарубежными заказчиками, что позволит удержать и укрепить лидирующие позиции в данном сегменте
Практическими следствиями достижения указанной цели должны стать:
Рост экспортного потенциала организации и повышение ее коммерческой эффективности
| Руководство получит возможность оперативного ознакомления с целостной картиной состояния выполнения внешних обязательств предприятия и причин возможных отклонений для принятия стратегических решений;
Руководители проектов/программ получат возможность осуществления оперативного управления выполнением контрактов в заданные сроки, с требуемым качеством и в рамках бюджета;
Финансовый директор и возглавляемые им службы получат возможность формирования консолидированного бюджета предприятия на основе бюджетов программ;
Управление координации программ получит возможность формирования и контроля интегрированного производственного плана организации.
|
| Обучение
| Достижение соответствия квалификации персонала требованиям применения новых технологий и методов управления
| Получение знаний и навыков, необходимых для эффективного использования внедряемых технологий
Сертификация международного уровня
Аудит уровня подготовки персонала в области информационных технологий
|
| Информационно-аналитическая система обслуживания Руководства
| Совершенствование процесса принятия стратегических и оперативных решений по развитию бизнеса на основе системы мониторинга и анализа ключевых финансово-экономических показателей
| Унифицированная система ключевых финансово-экономических показателей
Усовершенствованная система отчетности
Модель ключевых бизнес-событий
Информационно-технологический комплекс поддержки процесса принятия решений
|
| Система управления документооборотом
| Создание и внедрение современной автоматизированной системы и технологии электронного документооборота
| Снижение трудозатрат и ускорение обработки документации
Усиление контроля исполнительской дисциплины
Сокращение числа ошибок при обработке документов за счет создания и ведения централизованного архива электронных документов
Предоставление сотрудникам оперативного доступа к информации и сокращение времени ее поиска
Усиление контроля за доступом к документам и их защита путем использования сертифицированных средств криптозащиты
|
| Информационная система управления экономикой и финансами
| Создание прозрачной системы управления финансами
| Автоматизация процессов формирования финансовых планов и бюджетов
Оперативный контроль исполнения договоров, планов и бюджетов
Оперативный мониторинг финансовых показателей
Возможность сравнительного анализа деятельности структурных подразделений
Автоматизированное формирование консолидированной отчетности
|
| Применение интернет/интранет технологий
| Перенос определенных бизнес-процессов в Интернет
Совершенствование методов коллективной работы и внутреннего информационного взаимодействия
| Комплекс интернет/интранет ресурсов:
- Развитие сайта организации
- Интернет портал закупок
- Интернет - портал для взаимодействия с партнерами и клиентами
|
| Система управления персоналом
| Создание системы, обеспечивающей удовлетворение оперативных и перспективных потребностей организации в квалифицированных и эффективно используемых кадровых ресурсах
| Контроль использования кадровых ресурсов
Оценка эффективности работы сотрудников
Планирование карьерных путей, на основе комплекса мотиваций
Средства оперативного получения аналитической информации по персоналу
|
| Система управления цепочками поставок
| Оптимизация затрат, связанных с материально-техническим обеспечением и своевременное удовлетворение потребностей в материально-технических ресурсах
| Сокращение затрат на процессы управления заявками и закупками
Оптимизация складских запасов
Интеграция процессов материально-технического обеспечения
|
| Модель деятельности
| Обеспечение управления процессом развития информационных технологий
Оптимизация информационных потоков и бизнес-процессов
| Возможность оперативного ознакомления с возможными последствиями потенциальных решений
Процедуры формирования бюджета по ИТ проектам и определения совокупной стоимости ИТ
Средства планирования, координации и контроля работ по развитию информационных технологий
|
|