Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы устойчивости к монотонности труда




 

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личност­ные особенности человека. А. Кирн (Kirn, 1960) выделил «монотонофильных» и «монотонофобных» лиц. Первым монотонная деятельность даже нравится, потому что «во время нее можно думать о своем». Вторые монотонную работу не переносят, ста­раются ее избегать. Однако почему одни лица «монотонофилы», а другие — «монотонофобы», автор не раскрывает. Эти причины были выявлены в последующих, в основном отечественных, исследованиях.

Влияние свойств нервной системы и темперамента. Во многих исследованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамен­та в устойчивости людей к однообразию деятельности.

B.И. Рождественская и И. А. Левочкина(1972) показали, что с монотонной рабо­той лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной.

Н. П. Фетискин (19726) выявил типологический комплекс проявления свойств нервной системы у монотоноустойчивых субъектов: слабая нервная система, инерт­ность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преоблада­ние возбуждения по «внутреннему» балансу. У лиц с этим типологическим комплек­сом состояние монотонии появляется намного позже, чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью воз­буждения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (рис. 7.2).

C. Уайт и И. Ленгдон (Wyatt, Langdon, 1937) пришли к выводу, что к однообраз­ной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими черта­ми темперамента. В. Ф. Сопов (1977) выявил, что при тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеется вы­сокая тревожность, Интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избе­гании неудачи. Г. Бартенверфер (1957) и К. В. Крупецкий (1997) отмечают, что хуже переносят монотонность экстраверты.

Влияние образовательного уровня. Чем выше образовательный уровень лично­сти, тем более высокие требования она предъявляет к содержанию своей деятельно­сти и тем труднее такому человеку переносить однообразную и простую деятель­ность. Это объясняет данные Н.Г. Валентиновой (1963), которая выявила, что лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной рабо­той, в то время как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтересной и утомительной.

Правда, в ряде случаев уровень образования приравнивается к уровню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная работа лучше восприни­мается интеллектуально неразвитыми людьми (Viteles, 1924; Wyatt, 1927; Missiuro, 1947). Такой подход Н. Д. Левитов считает упрощенным и неверным. Он полагает, что умственно развитый человек переживает монотонность в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости такой работы и может лучше активизировать свою деятельность, усматривая в однообразном разнообразное. Мне представляется, что это мнение Н. Д. Левитова слишком оптимистично. Во-первых, для того, чтобы отдавать себе отчет в необходимости той или иной работы, не требуется ни большого ума, ни высшего образования. Во-вторых, умение усматривать в однообразном раз­нообразное присуще только высококвалифицированным специалистам; малоквалифицированный рабочий этого сделать не может и становится, как писал В. Хакер, жертвой бесстимульного безразличия.



Как бы то ни было, но точка зрения С. Уайта не получила подтверждения в иссле­дованиях П. Смита (Smith, 1955) и Г. Бартенверфера (Bartenwerfer, 1957). П. Смит даже установила противоположные соотношения: менее монотоноустойчивыми шве­ями оказались лица с более низким интеллектом, хотя разница между группами с различным интеллектом была и не достоверной.

Влияние профессионального уровня. В некоторых исследованиях отмечается вли­яние уровня квалификации работников на монотоноустойчивость. Однако и здесь нет единства мнений. Одни авторы связывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работников. В других работах (Рябинина, 1971; Соболев, Степанова, 1975) указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как прави­ло, еще неквалифицированных рабочих. Возможно, это связано с тем, что среди моло­дых еще много лиц с низкой монотоноустойчивостью, которые не успели отсеяться.



Влияние рабочей установки. Показательны данные, полученные Н. Е. Высотской и др. (1974): в первые дни недели (понедельник, вторник), когда происходит «врабатывание», состояние монотонии наступает раньше, чем в середине недели (рис. 7.3). У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной ра­боты это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели (Фетискин, 1981)

Влияние физической тренированности. Н. П. Фетискин (1974а) установил, что у спортсменов с небольшим стажем устойчивость к однообразной физической дея­тельности выше, чем у спортсменов-новичков. Это можно объяснить возникновени­ем по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблаго­приятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отноше­нию к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т. п.

Влияние мотивации.В той же работе Н. П. Фетискина был обнаружен и другой факт, на первый взгляд про­тиворечащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть разли­чия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства созда­ет и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, с азартом, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тре­нированности мотивация к тренировочной деятельно­сти снижена (проявление психического, или эмоцио­нального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на монотонию у них появляют­ся задолго до появления усталости.

Таблица 7.1 Факторы, влияющие на монотоноустойчивость (по Н. П. Фетискину)

 

Факторы монотоноустойчивости высокая низкая
Возраст Пол свыше 25-30 лет женский от 16 до 24 лет мужской
Образовательный уровень невысокий высокий
Профессиональная квалификация высокая низкая
Отношение к монотонной работе положительное отрицательное
Склонность к однообразной работе выражена отсутствует
Самооценка низкая и средняя высокая
Уровень притязаний средний ниже среднего
Направленность фрустрации интрапунитивная экстрапунитивная
Сила нервной системы слабая сильная
Подвижность нервных процессов инертность подвижность
«Внешний» баланс нервных процессов преобладание торможения преобладание возбуждения
«Внутренний» баланс нервных процессов преобладание возбуждения преобладание торможения
тип темперамента меланхолический флегматический холерический сангвинический
Экстраверсия не выражена сильно выражена
Нейротизм низкий и средний высокий
Ригидность высокая низкая

 

В другой работе Н. П. Фетискин (1999) изучал на группе студентов зависимость времени появления состояния монотонии от нейтрального, развивающего (развитие психомоторики), творческого мотивов и мотива долга.

Раньше состояние монотонии появлялось при первых двух мотивах, позже все­го — при мотиве долга. Очевидно, эти различия объясняются значимостью предла­гавшихся мотивов для испытуемых.

Мотивы деятельности связаны с оценкой своей пригодности для данной деятель­ности. Чем ниже эта оценка, тем ниже и мотивация. Очевидно, именно этим объяс­няется выявленный И. А. Шурыгиной на детях музыкальной школы факт, что чем ниже оказывался у них уровень способностей, тем чаще на уроках у них появлялась скука. Факторы, влияющие на монотоноустойчивость, в обобщенном виде представ­лены на табл. 7.1.

Влияние возраста. И. А. Шурыгиной (1984) на учащихся детской музыкальной школы показано влияние на монотоноустойчивость возрастных особенностей. Наи­большая чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности отме­чалась у учащихся подросткового возраста (6-7-го класса общеобразовательной школы).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал