Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа полиции и тюремной сис­темы






Отмена крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку прежде крестьяне нахо­дились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный по­лицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего зем­ского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформы положение измени­лось, отсюда у правительства возникла потребность в значи­тельном увеличении численности местной полиции. С целью усиления полиции были проведены следующие меры:

1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо избрания его дворянским собранием.

2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уез­дах - отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать, что полиции обяза­ны были оказывать помощь в сельской местности представите­ли крестьянского самоуправления (волостные старшины, сель­ские старосты, десятские и т.д.), в городах - дворники.

3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пен­сии и иные льготы служащим полиции.

4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функ­ций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предваритель­ное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь - на уча­стки и околотки с участковыми и околоточными надзирателя­ми.

Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое Положение о корпусе жандармов, по кото­рому вместо жандармских округов, включавших в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управле­ния в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жан­дармские управления. В отдаленных регионах страны сохрани­лись жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибир­ский). Окружные управления объединяли деятельность губерн­ских и уездных жандармских управлений, входивших в эти ок­руга. В крупнейших городах и морских портах были расквар­тированы жандармские дивизионы и команды. В связи с мас­совым строительством железных дорог для их охраны учреж­дались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно не­велика: она не превышала 6 тыс. человек.

Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, об­щая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов.

Непосредственным поводом, подтолкнувшим правительст­во к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на импера­тора Александра II.

Но действительные причины реформы были гораздо глуб­же. Дело в том, что когда в середине 20-х гг. XIX в. создавался корпус жандармов, революционное движение было по преиму­ществу движением дворянских революционеров. Их числен­ность была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна[48], имела чисто военную организацию и наце­ливалась главным образом на наблюдение за офицерским кор­пусом и столичным дворянством. Иное положение сложилось в 60-70-е гг. XIX в. Главной фигурой в революционном движе­нии стал революционер-разночинец. Это привело к переориен­тации жандармерии на наблюдение за широкими слоями либе­ральной интеллигенции и студенчества. Отсюда необходи­мость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов.

В 1880 г. завершилось создание единой системы полицей­ских органов в стране. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась III Отделению царской канцелярии, а общая по­лиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам.

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организо­ванного- С. Халтуриным, учреждается чрезвычайная Верхов­ная распорядительная комиссия, начальник которой граф М.Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. К августу 1880 г. комиссия, выполнив свои первоначальные задачи, упраздняется. Однако опыт объедине­ния в одном органе руководства всеми видами полиции, нако­пленный комиссией, был положен в основу реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г.

В ведении МВД были объединены полити­ческая и общая полиция. Непосредственно всеми видами по­лиции стал управлять Департамент полиции. III Отделение уп­разднялось, а общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одно­временно звание шефа жандармов. Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции.

14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, ко­торым предусматривалась возможность объявления состояния чрезвычайной и усиленной охраны как в империи в целом, так и в отдельных ее частях, что вело к значительному расширению прав полиции. В соответствии с этим Положением был создан орган внесудебной репрессии - Особое совещание при МВД, которое получило право ссылки в административном порядке в отдаленные районы империи сроком до 5 лет.

Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции[49]. Жандармы ис­пользовались главным образом для проведения арестов, до­знаний и ведения следствия по делам о государственных пре­ступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петер­бурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейсте­ре были учреждены специализированные органы политическо­го сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с подпольными революционными организациями при помощи секретной агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Мо­сковском охранном отделении «летучий отряд филеров», пре­следовал революционеров на большей части территории импе­рии.

Бурное развитие капитализма, резкое увеличение численно­сти городского населения способствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринять определен­ные организационные меры. В частности, еще в 1866 г. при Пе­тербургском градоначальнике было создано сыскное отделе­ние как специализированный орган уголовного розыска.

Одновременно с реформированием полиции была проведе­на и тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказа­ния. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударствен­ной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было об­разовано Главное тюремное управление первоначально в со­ставе МВД, а с 1895 г. - в составе Министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т.д. были ликвидированы. Вместо сослов­ных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основ­ных типов: 1) крупные тюрьмы (так называемые «централы»), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управле­нию; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении IIIОтделения; 2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным ин­спекциям; 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также засе­ление отбывшими свой срок каторжниками отдаленных мест­ностей (Сахалина, Якутии и т.д).

В 1863 г. отменено клеймение каторжников, в 1895 г. запрещено наказа­ние женщин-заключенных розгами. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные. Однако пережитки сословного подхода к заключенным все же сохранились. Устав о содержащихся под стражей 1890 г. устанавливал раздельное содержание лиц высших и низших сословий, разрешая исполь­зовать на работах лишь крестьян и мещан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.