Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление информационными ресурсами




Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям:

1. владение и распоряжение информационными ресурсами;

2. формирование информационных ресурсов;

3. использование информационных ресурсов, предоставление их в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

4. защита и сохранность ресурсов;

5. защита прав граждан в области создания и использования ресурсов, содержащих персональные данные;

6. защита от распространения вредоносной информации;

7. государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций – с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. В соответствии с данным Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы – это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

1 федеральные ресурсы;

2 информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3 информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.



Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

· государственное управление;

· обеспечение прав и безопасности граждан;

· поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

• библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

• Архивный фонд Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

• государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

• государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации"). Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.



В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

· полное и сокращенное наименование;

· организационно-правовая форма;

· адрес (место нахождения);

· способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

· сведения об учредителях;

· подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

· сведения о правопреемстве (при реорганизации);

· дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

· способ прекращения деятельности юридического лица;

· размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

· фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

· сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

· сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

· коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

· номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

· сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.

Категории доступа к информации

По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом подразделяется в свою очередь на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с послед, изм. и доп.).

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Персональные данные (информация о гражданах) относятся к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулирует Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. №5485-1.

1.4 Мировой информационный рынок: информационные службы и структура ресурсов.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Он претерпел качественные изменения с появлением вычислительной техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.

Пользователям-специалистам предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) – малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы – поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступающий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли положительную роль как бы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующий шаг по пути использования ЭВМ для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники - ростом объемов памяти и быстродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов {лиц, организаций, событий и т.д.).

Пользователь мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обратись к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке (рис. 2.1).

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием.

Сформировались три группы информационных служб:

1. центры-генераторы (производители информации) специализируются на поиске информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

2. центры распределения (поставщики информации), занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе;

3. информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

 

Рис. Структура мирового рынка электронной информации.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило качественное улучшение информационного обслуживания. Прежде всего, это относится к появлению возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных – режиму онлайн.

По форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на формализованную информацию и текстовую.

Деловые ресурсы Интернет.

Обычно под словом "Интернет" понимается глобальная компьютерная сеть, или Сеть сетей. С точки зрения пользователя Интернет можно рассматривать как глобальное средство обмена информацией.

Источники информации в Интернете могут быть классифицированы по разным основаниям.

По способам представления информации можно выделить следующие виды:

1. Веб-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов, представляющий собой страницы гипертекста. Страницы могут содержать наряду с текстовой графическую, звуковую и видеоинформацию.

2. Файловые серверы – это реализация в Интернете традиционного способа представления информации.

3. Телеконференции могут являться важным источником информации. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике.Участвующие в телеконференциях могут послать сообщение или комментарии на чужое сообщение.

4. Базы данных могут быть доступны через сеть Интернет, содержать кроме текстовой и другие виды информации.

Информационные ресурсы также подразделяются по языковому признаку.

В Интернете имеет место классификация и по территориальному признаку. Ряд сайтов представляет информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен с любой точки сети.

Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов Интернета является классификация по содержанию информации. Деловая информация по этому критерию моет быть разделена наследующие группы:

1. Сведения о фирмах, организациях. Различают три типа серверов данной группы (категории):

• серверы присутствия в Интернете. Они могут быть разделены на рекламные и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;

• информационные серверы. Они предоставляют информацию потребителям. Серверы данной группы ведут информационно- аналитические агентства и другие структуры, в том числе государственные;

• интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета.

2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Однако доступ к информации, как правило, платный. Информация о состоянии национальной экономики обычно размешается на серверах государственных структур, регулирующих развитие экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.

3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций.

4. Деловые новости.

5. Справочная информация.

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал