Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ объема перевозок и грузооборота




 

Транспорт (в переводе с латинского transporto - перемещаю) - представляет собой отрасль экономики, осуществляющую перевозки грузов и людей. Роль транспорта заключается в оказании услуг по перевозке грузов, пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности субъектов хозяйствования и физических лиц в перевозках.

По среде, используемой для движения, и технической основе различают следующие виды транспорта: автомобильный, наземный городской транспорт, подземный городской электрический транспорт, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный.

Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение. Различают грузовой автомобильный транспорт и пассажирский автомобильный транспорт. Грузовой автомобильный транспорт обеспечивает перевозки грузов и платежеспособный спрос транспортной системы РБ.

В процессе анализа перевозок грузов:

- дается общая оценка степени выполнения плана и динамики перевозок в целом по организации и каждого производственного подразделения в отдельности, определяются изменения объемов выполненной транспортной работы (грузооборота);

- дается оценка технико-экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность автотранспортной организации (АТО);

- проводится систематический контроль за перевозочным процессом, анализируются показатели равномерности и ритмичности перевозок;

- определяется влияние факторов на объем выполненной транспортной работы (грузооборот);

- выявляются резервы увеличения объема выполненных транспортных работ, перевозок;

- разрабатываются мероприятия по устранению причин невыполнения плановых заданий, повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг и определяется эффективность внедрения разработанных мероприятий.

Источниками данных для анализа перевозок являются:

- данные бизнес-плана и плана перевозок АТО (используют для оценки выполнения плана и технико-эксплуатационных показателей);

- данные статистической отчетности: форма 3-авто «Отчет о перевозках по видам грузов автомобильным транспортом общего назначения», форма 9-авто «Отчет о финансовых показателях и использовании автомобильного транспорта», форма 1-тр (шос) «Отчет о наличии и использовании автомобильного транспорта» и др. Формы статистической отчетности содержат информацию о количестве перевезенных грузов, выполненных тонно-километрах, общем пробеге автомобильных транспортных средств, пробеге с грузом и др.;

- данные бухгалтерского учета (сводные ведомости, первичные документы). Основным первичным документом является товарно-транспортная накладная, которая содержит показатели о массе груза, расстоянии перевозки, продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой. Документом оперативного контроля признается путевой лист, где содержится информация об объемах перевезенного груза в тоннах, транспортной работы в тонно-километрах;



- внеучетные источники: данные личных наблюдений, данные хронометража и др.

Анализ объемов перевозок грузов целесообразно начинать с изучения динамики объема выполненной транспортной работы (грузооборота) и объема перевозок как по производственным подразделениям, так и в целом по автотранспортному предприятию с оценкой произошедших изменений. Для этого используют информацию об объемах перевозок (тыс.т) и грузообороте (тыс.ткм) за последние 3-5 лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегодовой темп роста (прироста) по объему грузооборота и пассажирооборота. Далее в процессе анализа определяется степень выполнения плана перевозок за отчетный год.

Наряду с изучением выполнения плана объема перевозок за отчетный год целесообразно провести анализ выполнения плана перевозок в течение года (по месяцам и нарастающим итогом с начала года), определить динамику выполнения плана перевозок с начала года, рассмотреть перспективы выполнения годового плана перевозок грузов.

Выполнение плана (невыполнение) по объему грузооборота зависит от двух факторов:

- налаженности транспортного процесса в организации;

- исполнения договорных обязательств клиентами.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей в объемах перевозок необходимо, чтобы АТО выполняла план также по номенклатуре перевозимых грузов и обслуживаемой клиентуре. Оценка выполнения плана по номенклатуре грузов может производиться двумя методами: по наименьшему значению процента выполнения плана по номенклатуре грузов и по среднему проценту.



Оценка степени выполнения плана по среднему проценту (% ВПЗном) определяется делением общего объема перевозок в пределах планового задания на общий плановый объем перевозок, при этом объем перевозок сверх плана или не предусмотренный планом не засчитывается в выполнение плана по номенклатуре.

Причины недовыполнения плана перевозок по номенклатуре могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам можно отнести изменение конъюнктуры рынка, изменение спроса на отдельные грузы, несоблюдение условий договоров перевозки клиентурой и др. Внутренние причины - это, как правило, недостатки в организации транспортного процесса, системе управления, плохое техническое состояние грузового автотранспорта, простои автотранспорта, недостатки в системе материального стимулирования и др.

Неравномерность выполнения плана перевозок по номенклатуре и клиентуре приводит к изменению структуры перевозок, в связи с чем изменяется соотношение объемов перевозок отдельных грузов в общем объеме перевозок. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом объеме перевозок запланированное соотношение перевозимых грузов. Структурные сдвиги возникают в связи с различной степенью выполнения плана по отдельным видам перевозимых грузов, следовательно, структурные сдвиги возможны и при соблюдении плановой номенклатуры перевозимых грузов. Изменение структуры объема перевозок оказывает большое влияние на все экономические показатели, характеризующие работу АТО: на коэффициент пробега, использование грузоподъемности, среднее расстояние перевозки, объем грузооборота, себестоимость грузоперевозок, финансовые результаты.

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение объема грузооборота можно произвести способом цепной подстановки (таблицу 3.2).

 
Таблица 3.2 - Анализ влияния структуры объема перевозок на изменение грузооборота ООО «Авто» за отчетный год
 

 

Наименование грузов Объем перевозок, тыс.т Пла-новая струк-тура объема пере-возок, % Объем перевозок фактический при плановой структуре, тыс.т Изменение объема перевозок за счет изменения структуры, тыс.т (гр.2 - - гр.4) Среднее расстоя-ние пере-возки, км Изменение объема грузо-оборота за счет изменения структуры, тыс.ткм (гр.5 х x гр.6)
план факт
Мебель 136,8 158,1 38,92 147,9 10,2 2 552,0
Строительные материалы 164,7 174,2 46,86 178,1 -3,9 -539,6
Овощи 12,8 11,8 3,64 13,8 -2,0 -61,1
Хозяйственные товары 27,5 25,6 7,82 29,7 -4,1 -425,4
Прочие грузы 9,7 10,3 2,76 10,5 -0,2 -7,5
Итого 351,5 380,0 100,00 380,0 Х 1 518,5

 

Из данных таблицы видно, что структура объема перевозок в отчетном периоде более оптимальна, чем было запланировано, и объем грузооборота за счет этого фактора увеличился на 1 518,5 тыс.ткм.

Большое значение при изучении деятельности АТО имеет оценка ритмичности выполнения перевозок, в связи с чем определяют степень выполнения плана перевозок в целом за год, по месяцам и декадам. Для оценки степени выполнения плана по ритмичности используют систему прямых и косвенных показателей.

Прямые показатели ритмичности - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации и числа аритмичности. Коэффициент ритмичности можно определить суммированием фактического удельного веса объемов перевозок за каждый период, но не более запланированного уровня.

Косвенные показатели - это оплата простоев водителям по вине организации, наличие доплат за сверхурочные работы и др.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал