Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация внутрифирменной науки






 

В рыночных условиях предприятие обладает широкими возможностями самостоятельного формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, определения путей рационального использования ресурсов, оценки собственного потенциала и выбора источников и стратегии его развития, в том числе инновационной. Сегодня около 30 % инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности продукции, а примерно 25 % – завоевание новых рынков. К тактическим задачам инновационной деятельности обычно относят:

- замену устаревшей продукции;

- расширение ассортимента;

- снижение затрат на производство и реализацию продукции;

- рост её качества;

- обновление активной части основных фондов, модернизация производства;

- улучшение условий труда.

Зачастую эти задачи ставятся и решаются в комплексе.

Успехи в достижении целей и решении задач во многом определяются факторами, представленными на рис. 3.2.

 


Рис. 3.2. Факторы инновационной активности предприятий

 

В зависимости от научно-технического потенциала предприятие может формировать инновационные службы или обходиться без них, распределяя инновационные функции (роли) между членами трудового коллектива, обладающими разнообразными ключевыми компетенциями, или заказывая разработку специализированным организациям.

На высшем уровне управления предприятием может быть выделена должность вице-президента по интеллектуальному капиталу (по трансферу новшеств), директора по развитию (инновационный топ-менеджер) или же его функции может выполнять руководитель предприятия. В этом случае к руководителю предъявляются дополнительные требования: демократический стиль управления, совпадение формального и неформального лидерства, предпринимательский дух, способность рисковать, креативность и т.п.

Ведущую роль в инновационной деятельности играют научно-технические и маркетинговые службы. Маркетологи изучают рыночный спрос и таким образом определяют инновационные потребности рынка. Эта информация может послужить толчком к активизации инновационной деятельности предприятия, особенно его специализированных научно-технических подразделений.

Современные российские предприятия могут следовать трём линиям поведения:

- ориентироваться на сторонние разработки, приобретая лицензии, технологии, готовые конструкторские и технологические решения и адаптируя их к условиям собственного производства;

- самостоятельно выполнять исследования и разработки, привлекая специалистов отдела главного конструктора, главного технолога, производственных подразделений и специализированных подразделений (служб координации инновационной деятельности, консультативных и аналитических групп, центров развития, программно-целевых групп по разработке и производству новой продукции, технологий, лабораторий качества и др.);

- поддерживать связи с НИИ академического и отраслевого профиля, вузами, заключая договоры на выполнение разработок или привлекая специалистов этих организаций к подготовке технической документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.

Как подтверждает мировой опыт, наибольший эффект дает второй вариант. В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственные инновационные подразделения, выполняют как прикладные исследования и разработки, так и фундаментальные исследования. Это способствует росту научного потенциала предприятий, свидетельствует о формировании заводского сектора науки (внутрифирменной науки).

Таким образом, внутрифирменная наука – это комплекс специализированных научно-технических подразделений предприятия (исследовательских, конструкторских, технологических, экспериментальных) с их научным потенциалом, связями с другими субъектами инновационной деятельности, целью которого является рост конкурентоспособности продукции и производства, повышение эффективности производства на основе внедрения новшеств.

Виды инновационных подразделений предприятия разнообразны. Они различаются по направлениям деятельности (исследовательские, конструкторские, технологические и т.п.), по срокам функционирования (постоянные и временные), по степени самостоятельности (несамостоятельные и автономные), по источникам финансирования их деятельности (бюджет предприятия и специально созданные фонды), по способу передачи разработок в производство (некоммерческий и коммерческий) и т.д.

Мировая практика подтвердила высокую эффективность создания автономных инновационных подразделений внутри предприятия (внутренних венчуров, интрапренерств, бутлегерств, программ «свояков»), а также использования организационного и экономического механизма проектного менеджмента. Проектный менеджмент основан на создании временных творческих коллективов для реализации инновационных проектов.

Важная роль в эффективной деятельности инновационных групп (команд проектов) принадлежит правильному подбору участников и распределению функций. В команде проекта выделяют следующие типичные ролевые функции:

- руководство проектом осуществляет инновационный менеджер среднего звена;

- генерирование новых идей обеспечивают «вольные сотрудники», освобожденные от выполнения всех остальных обязанностей, а также «золотые воротнички», высококлассные консультанты из университетов;

- за поступление и распространение научно-технической, коммерческой и прочей необходимой информации отвечают «информационные звезды» или «научно-технические привратники»;

-оценкой и анализом вариантов инновационных решений, условий их выбора занимаются аналитики;

- формируют условия продвижения новых идей и участвуют в их реализации разработчики (исполнители), часть из которых состоит в штате предприятия («ядро»), а часть работает по временному контракту («оболочка» или «альтернативный персонал»);

- участвуют в дополнительном финансировании инновационных проектов «финансовые или деловые ангелы».

По окончании работ такая структура расформировывается, участники возвращаются на свое постоянное место работы.

Образные наименования ролевых функций участников инновационных команд были даны американцами.

Формирование внутрифирменной науки в новом качестве на российских предприятиях только начинается. В связи с этим своего решения требуют проблемы выработки общей концепции, методов управления внутрифирменной наукой, механизма её взаимодействия с производством, учета затрат на инновационные цели, формирования рациональной организационной структуры, оценки эффективности функционирования внутрифирменной науки, оценки и стимулирования труда персонала инновационных подразделений, создания новых организационных механизмов выдвижения идей и их эффективной и быстрой реализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.