Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды инноваций






 

В начале ХХ века зародилась новая область научных знаний – инноватика, изучающая особенности и закономерности инновационного предпринимательства. Предметом современной инноватики является создание, освоение, распространение и использование новшеств (новых технических решений). Этот процесс получил название инновационного процесса. Результатом инновационного процесса выступает инновация.

Термин «инновация» впервые использован в ХIХ веке в исследованиях культурологов и означает проникновение некоторых элементов одной культуры в другую. В нынешнем понимании инновация (от англ. innovation) по смыслу идентична понятию «нововведение» и подразумевает под собой объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования, сделанного научного открытия, качественно отличный по своим параметрам от предыдущих аналогов, либо не имеющий аналогов, приносящий существенную экономическую выгоду. В этом значении данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Йозефом Алоизом Шумпетером (1883 – 1950), который утверждал, что инновация – новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.

Непременными свойствами (признаками) инновации, таким образом, выступают научно-техническая новизна, производственная применимость и экономическая полезность.

Инновации выступают объектом изучения многих наук (социологии, психологии, философии, менеджмента, конфликтологии и др.).

В связи с этим неоднозначны подходы к определению этого понятия. Наиболее подробная оценка имеющихся в литературе определений приведена В. Г. Медынским [26].

Анализ этих определений позволяет выделить как минимум два подхода. Согласно первой точке зрения, нововведение – это идея, продукт, объект, результат, открытие, изобретение и т.п., воспринимаемые как новое, т.е. это результат деятельности по обновлению или преобразованию. В этом случае уместнее использовать термин «новшество».

Согласно второй точке зрения, нововведение – это процесс, включающий генерирование, принятие и внедрение новых идей, способов, продуктов, услуг, характеризующий переход системы из одного состояния в другое.

Исходя из этого, новшество, задействованное в динамике, развившееся до определённой степени, становится инновацией (нововведением).

Инновации могут различаться по своим параметрам и уровню конкурентоспособности. Г.Д. Ковалёв [22, с. 80 – 81] приводит следующие его характеристики:

а) приоритетность, характеризуемая новизной, практической полезностью;

б) универсальность, означающая возможность использования в различных предпринимательских сферах;

в) коммерциализуемость, определяемая величиной инвестиционного спроса на новшество, его потенциальной прибыльностью с учётом возможных рисков;

г) безопасность, связанная с экологическими последствиями использования новшества, гарантиями безвредности для людей и надёжности техники в производстве;

д) технологичность, характеризующая способность новшества включаться в технологическую систему с улучшением её характеристик;

е) социальность, связанная с получением социального эффекта от использования новшества.

 

е
д

 

1 – функционирующая система;

2 – новшество.

 

Рис. 1.1. Круговая диаграмма сравнения конкурентоспособности новшеств

На рис. 1.1 показано примерное сравнение характеристик новшества с характеристиками функционирующей системы на основе рассмотренных выше критериев. В зависимости от стратегических целей предпринимателя и его инновационного потенциала можно установить коэффициенты предпочтения (значимости) для указанных критериев и получить количественную оценку инновации (новшества) в виде площади образуемой фигуры.

Перечень параметров для оценки конкурентоспособности инноваций может быть расширен за счёт введения таких характеристик, как финансовая обеспеченность, патентная защищённость, ресурсная обеспеченность и т.п.

Инновация необходима тогда, когда она характеризуется более высоким уровнем конкурентоспособности в сравнении с функционирующей системой.

Понятие инновации применяется в разных сферах деятельности, распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Это объясняет множественность её видов и, следовательно, обуславливает необходимость классификации.

Типология нововведений позволяет:

- обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможных ограничений;

- обеспечить взаимосвязь между видом нововведения и инновационной стратегией;

- обеспечить программное (проектное) планирование и системное управление нововведением на всех этапах его жизненного цикла;

- разработать организационно-экономический механизм реализации нововведений и замены его новым для решения стратегических задач организации;

- выработать соответствующий механизм компетенции (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий более успешно продвигать инновацию.

В отечественной литературе делались неоднократные попытки классификации инноваций. Практически все они базировались не на научной основе, а на подборе случайных признаков [26].

По мнению И.Т. Балабанова [5], научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса:

1. Какова цель инновации?

2. Какова форма реализации инновации?

3. Каково место применения инновации?

Исходя из этого, система классификационных признаков включает:

1. Целевой признак.

2. Внешний признак (форма).

3. Структурный признак.

Цель представляет собой заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак даёт ответ на вопрос: что является целью инноваций – решение немедленной (текущей) задачи или задачи будущего времени (стратегической)?

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса и необходимостью его преодоления путём нововведений, которые называются кризисными или реактивными.

Стратегическая потребность в инновациях вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например, прогнозами потерь конкурентоспособности предприятия. Такие инновации называются инновациями развития.

Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации: продукт, операция.

Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли или сферы экономических отношений предназначена данная инновация: производственно-торговая, социально-экономическая, финансовая, управленческая.

На наш взгляд, важным классификационным признаком является степень новизны, по которому выделяют:

- радикальные (базовые) инновации, включающие создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления. Потенциальным результатом такого нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и существенное усиление рыночных позиций;

- улучшающие (модифицирующие) инновации, приводящие к улучшению, дополнению исходных конструкций, параметров, форм;

- комбинаторные инновации, связанные с новым сочетанием известных элементов и обусловливающие рыночную новизну товара;

- имитирующие инновации, направленные на распространение новшеств и их применение в новых сферах, в новых организациях.

Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих инноваций представлена в табл. 1.1.

Создание радикальных нововведений связано с огромными затратами ресурсов, высоким уровнем рисков и неопределённости. Однако при этом они являются источником последующих улучшений, модернизации, распространением в других отраслях, созданием новых потребностей и новых рынков сбыта. Эта группа нововведений не является распространённой и многочисленной, но отдача от них непропорционально значительна.

Улучшающие инновации создаются в результате наблюдения и анализа как в сфере потребления товара, так и в процессе его производства. Эти улучшения обещают безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек. Кроме того, улучшающие инновации являются следствием стремления к дифференциации продукции. Особое значение имеют подобные инновации в условиях массового и крупносерийного производства на крупных предприятиях, в результате чего создаются сбалансированные по всем параметрам товары, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций.

Данный признак классификации инноваций особенно важен с точки зрения выбора его субъекта. Как правило, радикальные новшества – продукт малых фирм. Присущее им сочетание одержимости идеей, финансовой ответственности за конечный результат с полной самостоятельностью обеспечивает исключительную эффективность пионерских разработок. Кроме того, небольшие размеры фирмы, её невовлечённость в текущее производство обеспечивают организационные предпосылки успеха.

Роль крупных организаций проявляется на этапе массового производства за счёт обеспечения приемлемого уровня качества и низких издержек.

 

 

Таблица 1.1

 

Сравнительная характеристика радикальных и

улучшающих нововведений

Параметры Радикальные нововведения Улучшающие нововведения
1. Риски и трудности: 1.1. Неудача при проектировании. 1.2. Провал на рынке.   1.3. Планирование бюджет проекта. 1.4. Определение временных характеристик проекта.   очень вероятна   очень вероятен   затруднено   затруднено   маловероятна   средняя степень вероятности легко осуществимо   легко осуществимо
2. Организация работы: 2.1. Форма исследовательского коллектива. 2.2. Тип руководителя проекта. 2.3. Куратор проекта.   2.4. Сопротивление инновации.   команда с сильным лидером предприниматель, первопроходец высший руководитель организации очень сильное   демократически управляемая команда специалист   менеджер среднего звена, назначенное лицо умеренное
3. Результаты: 3.1. Степень новизны товара. 3.2. Изменение рыночных позиций. 3.3. Конкурентные преимущества.   очень высокая, может не иметь аналога кардинальное   долгосрочные, обеспечивают лидерство по качеству   от малой до средней от малого до среднего   кратковременные, обеспечивают низкие издержки

 

Не меньшее значение имеет классификация инноваций по масштабам её влияния (воздействия), в соответствии с которой выделяют:

- точечные (единичные) инновации, оказывающие влияние на отдельный параметр продукта и встраиваемые как новые элементы в известную технологическую систему с целью её улучшения;

- комплексные инновации, приводящие к реорганизации всей технологической системы (взаимосвязанные новшества и их комплексы образуют новую технологию, с использованием которой удается получить новые продукты, что, в свою очередь, изменяет структуру организации производства и систему управления).

Точечные инновации по содержанию делятся на продуктовые, процессные и социальные инновации.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, получение новых продуктов (товаров).

Процессная инновация связана с использованием новых технологий, способов производства, оборудования, оснастки.

Социальные новшества определяются совершенствованием форм и методов организации производства, труда и управления.

Если продуктовые и процессные инновации общепризнанны, их описания включены в международные стандарты («Руководство Фраскати», 1993), то социальные инновации, в том числе управленческие зачастую недооценивают. Управленческие нововведения бывают намного выгоднее, дешевле, чем продуктовые и процессные. Но вместе с тем их реализация гораздо труднее, так как связана с изменением поведения, привычек, представлений, деловой культуры. Они рискованнее, так как затрагивают интересы людей, вызывают конфликты, менее предсказуемы, могут привести к инверсии (прямо противоположному поставленной цели результату). Поэтому социальные нововведения необходимо тщательно изучать и анализировать.

Кроме того, методически полезно деление нововведений на непрерывные и скачкообразные, или прерывистые. Эта классификация базируется на понятии «продуктовая платформа». Продуктовая платформа – набор элементов, подсистем, формирующих базовую структуру, позволяющую эффективно разрабатывать и выпускать поток производственных продуктов. Следовательно, продуктовая платформа есть не что иное, как базовый набор потребительских свойств, который возможно дифференцировать путём сочетания стандартных и изменяемых элементов продукции и услуг. Настольный персональный компьютер и ноутбук – две продуктовые платформы. Первоначально данный подход к классификации нововведений зародился в автомобилестроении. Так, компания «Крайслер» организует нововведения вокруг пяти продуктовых платформ: мини-автомобилей, крупных автомобилей, микроавтобусов, джипов и грузовиков и специальных проектов. Инновации в рамках одной продуктовой платформы рассматриваются как непрерывные, создание новой продуктовой платформы и выпуск её на рынок – как прерывистые. И те и другие инновации относятся к эволюционным. Революционной инновацией в автомобилестроении может стать использование нового двигателя (водородного, электрического и т.п.).

Очень интересным является подход к делению инноваций на восходящие и нисходящие, предложенный М. Портером и Г. Бондом [36].

Первые тесно связаны с научными исследованиями, вторые – с процессом коммерциализации. Этот подход пока не утвердился окончательно в научной литературе. Схематично он представлен на рис. 1.2.

 

 

Технологическая база

 

 

Восходящие Нисходящие

инновации – инновации –

исследования, разработки

генерирующие продукции,

новые знания использующие

знания

 

 

Идея Деловая стратегия Рынок

 

 

Рис. 1.2. Инновационные взаимосвязи

 

В процессе восходящих нововведений идеи трансформируются в технологические возможности. После создания технологической базы это знание, взаимодействуя с исследованиями рынка, в ходе нисходящих инноваций превращается в коммерческую продукцию или услуги. По исследованиям учёных, на восходящем этапе только 1 из 3 000 идей приносит коммерческий успех, в то время как на нисходящем – 1 из 4.

Таким образом, управление нововведениями основывается на признании многообразия их видов. Знание отличительных особенностей каждого их них позволит выработать и обеспечить условия их успешной реализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.