Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В области дорожного движения. Общие правила и порядок назначения административного наказания за правонарушения, в том числе в области дорожного движения






 

Общие правила и порядок назначения административного наказания за правонарушения, в том числе в области дорожного движения, определены в гл. 4 КоАП РФ. Предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения в области дорожного движения назначается в пределах, установленных в статьях гл. 12 КоАП РФ. При назначении наказания физическому лицу должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

В ч. 3.1 указанной статьи определено, что при выявлении административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 Кодекса, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, административное наказание назначается в виде административного штрафа. В таких случаях размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим, в пределах санкции применяемой статьи или части статьи КоАП РФ. Рассмотрим действие этой нормы на примере.

За превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 км/ч, в настоящее время установлен административный штраф в размере от 1 тыс. до 1500 руб. (ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ). Следовательно, данное нарушение в случае выявления его при помощи средств фотовидеофиксации повлечет для нарушителя административный штраф в размере 1 тыс. руб. (т.е. по низшему пределу размера санкции).

Кроме этого, в Кодексе установлено, что в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Примером такой нормы может служить ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и 5 указанной статьи (превышение установленной скорости движения на величину более 60, но не более 80 км/ч и превышение скорости на величину более 80 км/ч). Это нарушение влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - наложение административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения установлена в гл. 23 КоАП РФ. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2, ч. 2.1 ст. 12.3, ч. 1, 2, ч. 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) ст. 12.4, ч. 3, 4 - 7 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 7 ст. 12.9 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 3.1 ст. 12.16 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ст. 12.24, 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27, ст. 12.35 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Кроме этого, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ч. 2 ст. 12.2, ч. 4 и 5 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.12, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Подавляющее большинство правонарушений в области дорожного движения рассматриваются должностными лицами Госавтоинспекции.

Начальник Госавтоинспекции, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, ч. 1 - 3 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 3 ст. 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), ч. 1, 2 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 2 - 6 и ч. 7 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации) ст. 12.9, ч. 1 и 2 ст. 12.10, ст. 12.11 - 12.14, ч. 1 - 4, ч. 5 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации) ст. 12.15, ч. 1 - 3, ч. 3.1 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 4 - 7 ст. 12.16, ст. 12.17 - 12.21.2, ст. 12.21.3 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ст. 12.22, 12.23, ч. 1 и 2 ст. 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст. 12.28 - 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), ст. 12.32 - 12.34, 12.36.1, 12.37, ч. 1 ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 1 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 2, 3 и 6 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1 и 2 ст. 12.11, ст. 12.12 - 12.14, ч. 1 - 3 ст. 12.15, ч. 1, 2, 4 - 7 ст. 12.16, ч. 1 - 1.2 ст. 12.17, ст. 12.18 - 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. 12.36.1, ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ (п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, ч. 1 и 2 ст. 12.31, ст. 12.32, 12.32.1, ч. 1 ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) КоАП РФ (п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.33, 12.34 КоАП РФ (п. 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения наделены старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции. Они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении подробно регламентировано в гл. 29 КоАП РФ. Дела об административном правонарушении, как правило, рассматриваются по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). В случае административного расследования дело рассматривается по месту его проведения (ч. 2 указанной статьи). Дело об административном правонарушении в области дорожного движения, выявленное при помощи средств фотовидеофиксации, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы (ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Для судьи закон определил двухмесячный срок рассмотрения дела (со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела) (ч. 1.1 названной статьи). Соответствующие сроки могут быть продлены (не более чем на месяц) в установленном порядке (ч. 2 указанной статьи). В ч. 4 анализируемой статьи установлено, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В ст. 29.7 КоАП РФ регламентирован порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, который, в частности, включает объявление участников производства по делу, установление факта их явки, проверку полномочий законных представителей, лица, привлекаемого к ответственности, разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей; рассмотрение заявленных отводов и ходатайств; установление необходимости истребования дополнительных материалов.

При продолжении рассмотрения дела заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства (ч. 2 указанной статьи). В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

При назначении наказания судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, определены в ст. 4.2 КоАП РФ. Их перечень не является исчерпывающим, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств и др.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечислены в ст. 4.3 КоАП РФ. Такими обстоятельствами законом признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, т.е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения и др.

В законе специально оговорено, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Кроме этого, уточняется, что отягчающие обстоятельства не могут считаться таковыми, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В качестве примера такой нормы можно привести ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением пассажира, пешехода, а также водителя механического транспортного средства) в состоянии опьянения.

В ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. За нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ) - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

В законе установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Это положение имеет значение по ряду причин. В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию < 1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под общ. ред. Н.Г. Салищевой) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (7-е издание).

 

< 1> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 40.

 

Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 16 Постановления " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", " однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение Правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ)".

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9 КоАП РФ). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, объявление устного замечания, прекращение дела и передача его по подведомственности.

В постановлении по делу должны быть отражены вопросы, закрепленные в ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ).

В ст. 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление об административном правонарушении в области дорожного движения может быть обжаловано в следующем порядке:

- вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

- вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ). Детально вопросы, связанные с пересмотром постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, регламентируются в гл. 30 КоАП РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 31.1 КоАП РФ). Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Для каждого из установленных законодательством административных видов наказаний в области дорожного движения существует свой порядок исполнения. Так, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, должностным лицом Госавтоинспекции, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок в отношении неплательщика может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ. В этом случае нарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тыс. руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия документа, подтверждающего такое право (ст. 32.6 КоАП РФ).

В ч. 4.1 указанной статьи предусматривается, что по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Исчисление срока лишения специального права управления транспортным средством начинается со дня сдачи лицом соответствующего удостоверения либо изъятия у него соответствующего удостоверения, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Одновременно закон предусматривает, что течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (ст. 32.7 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. При этом лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ст. 32.8 КоАП РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.