Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача № 18






Жалоб на здоровье больной не высказывает. Не интересуется выпиской из отделения. На вопросы врача отвечает охотно, но сам вопросов не задает.

В отделении целыми днями лежит на кровати, ничем не интересуется, когда к нему приходят знакомые или родные, он не высказывает никаких желаний, ни о чем их не расспрашивает и не просит.

Все были удивлены, когда больной украл у соседа по палате сигареты. Как выяснилось, он взял сигареты по просьбе другого больного.

Охотно выполняет поручения мед.персонала, но в любую минуту может бросить работу, если кто-нибудь обращается к нему с другой просьбой или вопросом.

Какое нарушение поведения наблюдается у больного? Опишите его психологические механизмы.

 


ДОМАШНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

 

Изучение четвертого раздела курса «Психология аномального развития» предполагает выполнение двух домашних контрольных работ, одна из них носит реферативный, вторая экспериментальный характер.

В реферативной контрольной работе студентам предлагается описать один из вариантов дизонтогенеза. Темы контрольных работ:

 

Тема. Психическое недоразвитие.

1. Биологические предпосылки психического недоразвития.

2. Клинико-психологическая структура дефекта.

3. Тотальность и иерархичность психического недоразвития при олигофрении.

4. Структура нарушений психической деятельности при умственной отсталости (работы Л.С. Выготского).

5. Систематика олигофрений.

6. Динамика психического развития детей, страдающих олигофренией.

7. Образ Я и самооценка умственно отсталого ребенка.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологияческая клиника трудного детства // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. С. 257-321.

2. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // там же. С. 115-136.

3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // там же С. 231-256.

4. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011. – Гл. 4.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 195-414.

6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. §5.2

7. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Детская патопсихология: Хрестоматия /Сост.Н.Л.Белопольская - М., «Когито - Центр», 2000. С. 19 - 31.

8. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении // Там же С. 14 - 18.

9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С. 53-81.

 

Тема. Задержанное психическое развитие.

1. Задержанное психическое развитие конституционального происхождения.

2. Задержанное психическое развитие соматогенного происхождения.

3. Задержанное психическое развитие психогенного происхождения.

4. Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза:

а) эмоционально-волевая незрелость;

б) незрелость познавательной сферы.

5. Нейропсихологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза.

6. Социальная ситуация развития ребенка с задержкой психического развития.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. §5.1

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148.

4. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993.

5. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2000. С. 32-46.

6. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержанным психическим развитием // Там же С.32 -46.

7. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Там же. С. 330 - 350.

8. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1986, 256 с.

9. Фишман М.Л., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1998. № 1. С. 24-29.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С. 82-136.

 

Тема. Поврежденное психическое развитие.

1. Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие.

2. Структура психических нарушений при поврежденном развитии.

3. Различные варианты (типы) поврежденного психического развития.

4. Психическое развитие при эпилептической болезни.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Гл.6.

3. Игнатьева Н.Д., Каубиш В.К., Харитонов Р.А. Отношения детей, страдающих эпилепсией, к своему заболеванию // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. – Л., 1978. С.7-16.

4. Перепелкин В.И. Особенности процесса сравнения наглядных объектов у детей, больных эпилепсией // Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1965. С.190-197.

5. Храмцова С.Т. Апробация методики " сравнение понятий" в детской психоневрологической клинике // там же С.220-228.

6. Кононова М.П. Эпилепсия // Детская патопсихология: Хрестоматия /Сост. Н.Л.Белопольская.- М.: «Когито-Центр», 2000. С. 128 - 148.

7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С. 137-158.

 

Тема. Дефицитарное психическое развитие.

1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

3. Нарушения психического развития у детей с церебральным параличом.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

2. Выготский Л.С. Слепой ребенок // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. – М.: Педагогика, 1983.

3. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // там же.

4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М.: МПА, 1995. С.102-115.

5. Цетлин М.М., Строганова Т.А. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 34 – 47.

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С. 209-273.

 

Тема. Искаженное психическое развитие.

1. Клинико-психологическая структура дефекта.

2. Динамика развития аутичного ребенка.

3. Соотношение основного и вторичных дефектов при раннем детском аутизме.

4. Нарушение игровой деятельности у аутичного ребенка.

5. Особенности формирования мышления и интеллекта у детей с искаженным психическим развитием.

6. Коррекция психического развития аутичного ребенка.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

2. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - Изд-во Моск. ун-та, 1991. - Гл.1.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991.

4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

5. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: МПА, 1995. С.229-250.

6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. – Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Часть 2. Психотерапия детского аутизма.

7. Ковалев В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Детская патопсихология: Хрестоматия /Сост. Н.Л.Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2000. С. 195-204.

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С

 

Тема. Дисгармоническое психическое развитие.

1. Психопатии и акцентуации личности.

2. Систематика психопатий.

3. Нарушение психической деятельности при психопатии.

4. Определение неврозов. Варианты детских неврозов.

5. Этиологические факторы детских неврозов.

6. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Гл. 7

3. Клиническая психология /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – Гл. 16.

4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избр. труды. М.: Медицина, 1964. С. 116-252.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

6. Личко А.Е. Роль неправильного семейного воспитания в развити психопатий и акцентуаций характера у подростков // Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1983. С. 128-132.

7. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2000. С. 272 - 283.

8. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.

9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. – Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Гл. Психологические факторы в этиологии детских неврозов.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные Технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. С

 

Экспериментальная контрольная работа четвертого раздела курса посвящена теме «Диагностика аномального развития ребенка». Приступать к этой контрольной работе можно, только разобравшись в теоретической части раздела и поняв особенности диагностики у детей.

До выполнения экспериментального исследования на основании предложенной ниже литературы необходимо познакомиться с методами патопсихологической диагностики и особенностями построения эксперимента в детском возрасте

Для выполнения контрольной работы студент в качестве испытуемого выбирает ребенка школьного возраста с трудностями в обучении (плохая успеваемость, проблемы с дисциплиной), с трудностями в общении с детьми или взрослыми и т.п.

До проведения исследования нужно познакомиться с оценками ребенка, посмотреть его тетрадки, дневник, побеседовать с учителем, родителями. На основании собранных предварительных данных выдвигается гипотеза исследования: что является причиной неуспеваемости, плохой дисциплины и т.д. Гипотеза определяет цели исследования. В качестве целей исследования могут выступать: исследование памяти, исследование внимания, умственной работоспособности, уровня развития абстрактного мышления, особенностей личности и т.д. Цель и гипотеза исследования позволяют выбрать методики исследования. Во время проведения эксперимента нужно обязательно записывать в протокол выполнение испытуемым всех методик. На основании протокола пишется заключение по данным экспериментально-психологического исследования, оно оформляется следующим образом.

Вначале даются данные о ребенке, собранные до проведения экспериментального исследования. Возраст, класс, успеваемость, высказывания учителей и родителей о ребенке, взаимоотношения с другими детьми в классе, взаимоотношения в семье и т.д.

Затем описывается задача исследования (проблема, которая возникла в жизни ребенка), гипотеза исследования (предполагаемые причины возникшей проблемы), цели исследования.

После этого дается заключение по данным экспериментально-психологического исследования. (Форма написания заключения дана на 20 стр.)

К заключению обязательно прикладываются все протоколы экспериментального исследования.

В конце контрольной работы дается список использованной литературы.

 

Список литературы

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. – Киев: Здоровье, 1979.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

3. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 136 – 143.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. – М.: Педагогика, 1983.

5. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1995.

7. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1976.

8. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М., 1996. - 123 с.

9. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М.: Академический Проект, 2011.

10. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000.

11. Лубовский В.И., Переслени Л.И. К вопросу об инструментарии психологических обследований в связи с широкой публикацией методической литературы // Дефектология. 1997. № 1. С. 11-14.

12. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – § 1.3., 1.4.

13. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии / Авт.: Е.Д. Хомская, Н.К.Корсакова, В.В.Николаева, В.В.Лебединский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 – Раздел З.

14. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. - М., 1994.

15. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванова. – Л.: НИИ психоневрологии, 1976.

16. Практикум по патопсихологии /Под ред. Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - Гл. 8-12.

17. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

18. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992.

19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с.

20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

21. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М. Изд. центр «Академия», 2002. – 232 с.

 

Контрольная работа по пятому разделу курса носит реферативный характер, и предполагает раскрытие одной из следующих тем.

 

Тема. Влияние хронической соматической болезни на психику.

1. Психосоматический подход в медицине. Роль психического фактора в происхождении заболеваний.

2. Влияние соматического состояния на психику человека.

3. Основные принципы исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями.

4. Требования к психодиагностическому обследованию соматического больного. Представление о функциональном диагнозе.

Список литературы

1. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Психосоматика: телесность и культура / Под ред. В.В.Николаевой. М.: Академический Проект, 2009. – 311 с.

2. Воловик В.М. Системный подход и функциональный диагноз // Проблемы системного подхода в психиатрии. - Рига, 1977. С. 72-81.

3. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - Гл. 7.

4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2010. – Гл. 14.

5. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - Гл. 1.

6. Психология телесности. Между душой и телом / ред.-сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. – М.: АСТ, 2005. – 731 с.

7. Холмогорова А., Гаранян Н. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Московский психотерапевтический журнал. – 2000. № 2. С.5 - 50.

 

Тема. Изменение познавательной деятельности у соматически больных.

1. Представление об астеническом синдроме.

2. Характеристика познавательной деятельности больных с хронической почечной недостаточностью.

3. Особенности познавательной деятельности больных портальной гипертензией.

Список литературы

1. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - Гл. 2.

2. Муладжанова Т.Н., Николаева В.В. Особенности познавательной деятельности больных хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии // Журнал невропатол. и психиатр. - 1981. № 12.

3. Дробинская А.О. Астенический синдром // Дефектология. 1997. № 6.

 

Тема. Изменения личности у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

1. Изменение мотивации у больных с хроническими заболеваниями.

2. Особенности временной ориентации у больных.

3. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда.

4. Самооценка и самосознание у больных с хроническим соматическим заболеванием.

5. Формирование личности подростков, страдающих тяжелым соматическим заболеванием.

Список литературы

1. Психосоматика: телесность и культура / Под ред. В.В.Николаевой. М.: Академический Проект, 2009. – 311 с.

2. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - Гл. 3.

3. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - Изд-во Моск. ун-та, 1989. - С. 26-36.

5. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993.

6. Асмолов А.Г., Марилова Т.Ю. Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных // Журнал невропатол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1985. № 12.

7. Баканова И.В., Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Шефтелевич О.С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. - Т.2. - Тбилиси, 1978..

8. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дисс.... докт. психол. наук. - М., 1992.

9. Розова Т.Н. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1991.

 

Тема. Современные исследования в психологии соматической клиники.

Последняя тема предполагает работу студента с психологическими и медицинскими журналами и описание наиболее новых исследований в психологии соматически больного.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.