Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послеконфликтная ситуация






 

Рис. 1. Общая модель динамики конфликта

 

1. Предконфликтный период. Возникновение объективной проблемной ситуации в предконфликтном периоде заключается в возможности возникновения конфликта, когда появляется противоречие между субъектами. В противоречие могут вступать цели, мотивы, действия, стремления субъектов, что впоследствии приводит к противоборству, которое вначале протекает на скрытом уровне. В это время накапливаются факторы и процессы, которые и провоцируют возникновение конфликта. Данная ситуация носит название проблемной, так как осознание противоречия и его последствий еще не наступило. Этот этап отличается тем, что еще есть возможность разрешения ситуации мирным путем. Однако в сочетании с субъективными факторами может произойти переход к реальному конфликту, т.е. к его началу.

Это обусловлено осознанием участниками объективной проблемной ситуации и причин потенциального конфликта. Осознание может быть как адекватным, так и неадекватным, т.е. не соответствовать реальности. Осознание объективной проблемной ситуации включает в себя понимание необходимости предпринять определенные действия для решения противоречия. Неадекватное осознание, искажение объективной проблемной ситуации может быть вызвано личностными особенностями участников конфликта и социальными различиями участников взаимодействия. Также на осознание могут оказывать влияние различия в знаниях и потребностях участников. Более сложные проблемные ситуации имеют большую вероятность искажения.

Неадекватное осознание проблемной ситуации и ее причин имеет свои последствия. Во-первых, это может способствовать сдерживанию и затягиванию начала открытого конфликта, а во-вторых, может спровоцировать возникновение явного конфликта.

При попытках участников конфликта разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами используются убеждения, разъяснения, просьбы, информирование противника. Особенностью данной фазы является аргументация сторонами своих интересов и фиксация ими собственных позиций.

Возникновение предконфликтной ситуации связано с восприятием этой ситуации одной из сторон как угрожающей ее безопасности и интересам.

2. Открытый период. Собственно конфликт предполагает, что ни одна из сторон не идет на уступки, сформирована установка на противоборство и реализацию собственных интересов разыми путями.

Инцидент – это первичное открытое столкновение сторон. Если на стадии инцидента, когда еще не возможно нахождение компромисса, проблема не решается, то тогда начинается эскалация, т.е. нарастание, конфликта. Процесс эскалации можно представить следующим образом:

1) переход от переговоров к борьбе;

2) борьба и сопутствующий ей накал эмоций;

3) увеличение ошибок восприятия из-за накала эмоций;

4) интенсификация борьбы.

Для эскалации конфликта характерно обострение всех противоречий между конфликтующими сторонами, которые используют все возможные средства и способы для достижения собственных целей.

Переговоры и мирные инициативы на данной стадии практически невозможны.

Завершение конфликта представляет собой переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

3. Послеконфликтный период. Частичная нормализация отношений между оппонентами предполагает, что негативные эмоции, присутствующие в конфликте еще не исчезли. На данной стадии происходит осмысление своей позиции, корректировка самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Возможно повышение чувства вины за некоторые действия в процессе конфликта.

Положительными последствиями конструктивно разрешенного конфликта, по мнению социологов МГУ, могут считаться:

· повышение сплоченности коллектива, осознание наличия общих интересов т групповых ценностей;

· индикация нетерпимости условий труда, произвола администрации, злоупотреблений со стороны руководства;

· стимулирование инновационных подходов в трудовой деятельности;

· изменение социально-психологического климата и всех элементов групповой динамики;

· повышение уровня информированности сторон друг о друге, развитие элементов системного мышления, повышение квалификации отдельных участников конфликта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.