Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие указа как источника права






Указ (польск.) означает «письменное приказание, повеление государя»[85]. Данный правовой акт на протяжении истории России имел существенное значение и значимое место в правовой системе России. Указами регулировались наиболее важные отношения феодального, капиталистического и социалистического общества. Указами назывались отдельные части Судебника 1497 г., а вскоре начинают создаваться указные книги – своего рода систематизированные акты, стоящие из норм, не вошедших в основной текст Судебника.

Окончательное становление указа как источника права происходит во время царствования Ивана Грозного, который своими указами подменил действовавшие в то время законы, разновидностями которых были судебники. Решения Боярской думы обладали меньшей юридической силой, чем акты царя. Следует отметить, что царские указы и указные книги легли в основу Соборного Уложения 1649 г.

Дальнейшее развитие указа как источника права происходит во время реформ Петра 1. В 1711 г. Петр 1 учреждает Сенат, который наделяется правом издавать указы. Среди указов начинают выделяться именные указы, которые издавались лично монархом, и указы, которые могли издаваться либо монархом, либо Сенатом[86]. В период царствования Анны Иоанновны (1730 – 1740), был издан указ, которым подпись трех кабинет – министров объявлялась равноценной императорской подписи[87].

В целом ХV111 в. характеризуется заметной активностью императоров по изданию указов. Только за период правления Петра 1 было принято более трех тысяч указов[88].

Окончательное разделение указов и законов происходит вначале Х1Х в., когда право издавать указы закрепляется только за императорами. Подзаконный характер указов устанавливается Основными государственными законами Российской империи от 23 апреля 1906 г.: «Государь император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведение в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов»[89].

С февраля 1917 г., с момента отречения монарха от престола, указы издаваться перестали, их место заняли декреты Временного правительства, С приходом к власти большевиков, традиция издания коллегиальных декретов, заменяющих указы и законы, временно сохранилась.

Возрождение акта – указа произошло в 1936 г., с принятием Конституции СССР, в которой право издавать данный вид актов закреплялся за Президиумом Верховного Совета СССР. При обсуждении проекта указанной Конституции, рассматривался вопрос о введении Президента, избираемым населением страны. И.В. Сталин с данным предложением не согласился, указав, что «Президент в СССР коллегиальный – это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету»[90].

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и последующими советскими конституциями, Президиум Верховного Совета как постоянно действующий орган Верховного Совета наделялся правом издавать «законодательные указы», нуждающиеся в последствии в утверждении их Верховным Советом. Именно по этой причине указы имели меньшую юридическую силу, чем законы Верховного Совета.

С введением поста Президента СССР, право издавать подзаконные указы было возложено на него путем внесения изменений в Конституцию СССР. За свою недолгую историю, этот вид нормативного правового акта не успел стать полноценным источником права.

Далее правом издавать указы наделялся Президент РСФСР, должность которого была введена в соответствии с результатами всенародного референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Законом РСФСР «О Президенте РСФСР», которым определялось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли противоречить Конституции и законам. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.

В октябре 1993 г., в связи с противостоянием Президента и Верховного Совета, последний возложил на Вице – президента РФ исполнение полномочий Президента. Исполняющим полномочия Президента было издано несколько указов, которые вскоре перестали действовать в связи с арестом и прекращением деятельности Верховного Совета РФ. С этого момента никакие другие органы и должностные лица РФ, кроме Президента РФ не издавали правовые акты с наименованием «указ»[91].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.