Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие правотворческой техники






Эффективность и качественность принимаемых нормативных правовых актов напрямую зависит от ясности и четкости излагаемых в акте положений, от их логической взаимосвязи, а также от степени единообразного применения используемых понятий и терминов. Способствует этому правила и приемы правотворческой техники, которая является важнейшей разновидностью юридической техники.

При подготовке нормативных актов важно таким образом изложить правовой материал, чтобы воля правотворческого органа стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл правового предписания не расходился с текстуальными формулировками. Поэтому одной из основных задач правотворческой деятельности является создание непротиворечивых, эффективных, безупречных с точки зрения логики и содержания, обоснованных и востребованных актов. Достичь этого высокого уровня возможно только с помощью специальных приемов, средств и способов, которые в своей совокупности и образуют правотворческую технику.

По вопросу о содержании правотворческой техники существует несколько точек зрения. Так, А.Ф. Черданцев подразделяет правила нормотворческой деятельности на три вида: 1. правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов; 2. правила, относящиеся к структуре нормативного акта; 3. правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов)[66]. В.М. Сырых считает, что существует четыре группы методов правотворческой техники, а именно: 1. методы подготовки концепции нормативного правового акта; 2. методы проектирования норм права и механизма их реализации в конкретных отношениях; 3. приемы подготовки текста нормативного правового акта; 4. приемы составления прогнозов эффективности действия проектируемых норм права[67]. Ю.А. Тихомиров выделяет шесть взаимосвязанных групп правил (элементов): 1. познавательно – юридические; 2. нормативно – структурные; 3. логические; 4. языковые; 5. документально – технические; 6. процедурные[68]. Существуют и другие точки зрения на данный вопрос.

Несмотря на разнообразие взглядов на содержание правотворческой техники, можно выделить следующие правила правотворческой техники:

1. Нормативный акт управления должен быть изложен конкретным, ясным языком с исчерпывающей полнотой правового регулирования;

2. Нормативные предписания должны быть взаимосвязаны, а сам текст логичен;

3. Не должно быть противоречий, пробелов и коллизий, как в самом акте, так и с нормативными актами более высокой юридической силы;

4. Использование в тексте ясных, простых и понятных терминов и словосочетаний, отказ от многозначных, насыщенных неясных и нечетких терминов;

5. Отказ от использования устаревших оборотов, словесных штампов и редко встречающихся слов;

6. Отсутствие в тексте дублирования норм, краткость и компактность изложения нормативного материала.

7. Сокращения количества актов по одному и тому же вопросу.

Таким образом, под правотворческой техникой органов управления понимают совокупность приемов, способов разработки, оформления и систематизации качественных как по форме, так и по содержанию нормативных правовых актов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.