Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акциз на минеральное сырье.






Эффективность освоения месторождений полезных ископаемых и, в частности, прибыль, которая может быть получена при добыче и реализации добытой продукции, в основном определяются их горногеологическими и экономико-географическими характеристиками. Диапазон влияния этих факторов чрезвычайно широк. Часто они отличаются на несколько порядков. В ряде случаев они приводят к тому, что освоение месторождений становится неэффективным, в других — позволяют получить прибыль, значительно превышающую нормальные значения.

Налоговая система в принципе призвана существенно уменьшить влияние рассматриваемых факторов на эффективность освоения каждого отдельного месторождения, т.е. учесть так называемую рентную составляющую. При сложных условиях освоения и низкой продуктивности месторождений это случается за счет введения налоговых льгот, при благоприятных условиях освоения и высокой продуктивности месторождений — путем введения специальных налоговых мероприятий, обеспечивающих изъятие в пользу государства сверхприбыли. Налоговые льготы могут выражаться в различной форме, в частности, в полном или частичном освобождении от ряда налогов и платежей, в предоставлении налогового кредита и др.

Налоговый прессинг осуществляется обычно либо путем взимания налогов и платежей по максимальным установленным ставкам, либо, если эта мера оказывается недостаточно действенной, введением специального налога на сверхприбыль. Так, например, налог на сверхприбыль был введен в ряде нефтедобывающих стран в начале 80-х годов, когда произошло труднообъяснимое, резкое повышение мировых цен на нефть (практически удвоение). Введение такого налога было связано не с природными особенностями, а с конъюнктурными факторами. Российское налоговое законодательство пошло по пути установления единых ставок налога по компаниям, а не по месторождениям.

Изъятие сверхприбыли, обусловленной объективными геолого-эко- номическими факторами, присущими конкретным месторождениям, в форме так называемого акциза известно только в российском налоговом законодательстве.

Обычно термин «акциз» применяется для наименования налога, обеспечивающего изъятие сверхприбыли с продукции, цены на которую монопольно устанавливаются государством таким образом, что их уровень многократно превышает себестоимость производства (табак, водка и т.п.).

В недропользовании при переходе на свободные цены и при нормативном фиксировании ставки акциза этот вид налога по существу следует трактовать как налог на сверхприбыль, получение которой обусловлено исключительно природно-экономическими факторами.

В действующем НК РФ использован и применяется принцип установления акциза по организациям. Установлен он только на природный газ.

Объектом налогообложения в НК РФ признаются, применительно к минеральному сырью, следующие операции: —

реализация природного газа за пределы территории РФ; —

реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительными организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья; —

передача природного газа для использования на собственные нужды; —

передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции; —

передача природного газа в качестве вклада в уставный капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров.

Операции, перечисленные выше, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизный вид минерального сырья добыт (выработан) на территории РФ, ее континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне.

НК РФ освобождает от налогообложения следующие операции: —

закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления; —

закачка природного газа в подземные хранилища; —

направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефте- газоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти; —

использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ; —

реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после обработки или переработки; —

реализация на территории РФ природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями; —

передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам.

Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям.

Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (проданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.

При реализации природного газа за пределы территории РФ налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства — участники СНГ, таможенных платежей расходов на транспортировку природного газа за пределами территории РФ.

При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту РФ по курсу, действующему на дату его реализации.

Не включается в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья.

Налогообложение подакцизного минерального сырья, осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставками: —

природный газ, реализуемый на территории РФ, — 15 процентов; —

природный газ, реализуемый в государства — участники СНГ, — 15 процентов; —

природный газ, реализуемый за пределы территории РФ (за исключением государств — участников СНГ), — 30 процентов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.