Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новое в типах организационных структур. Адаптивные структуры управления.






Наблюдаемые в последние годы процессы в функциониро­вании и развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых типах организаций, имеющих органическую основу.

Такие структуры - адаптивные, поскольку их можно модифицировать в соотв-ии с изменениями окружающей среды и потребностями сомой организации: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок, организации предпринимательского типа.

1 Эдхократическая орг-я. Харак­теризуются тем, что применимы к нестандартным и слож­ным работам.

В такой организации средства достижения целей выбирают исполнители. Каждый непосредственно отвечает за свои дейст­вия. Организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, главное — качественное выполнение работы и умение решать проблемы. Ключевые эле­менты организации:

- работники являются высококвалифицированными экс­пертами в своем деле, выполняют сложные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;

- право принятия решений и власть основаны на эксперт­ных знаниях и компетентности, а не на позиции в иерархии, фи­нансовый контроль осуществляется сверху;

- система вознаграждения строится на экспертных знани­ях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в об­щей работе.

Структура данной организации не имеет строгой иерархии подчиненности, почти не формализована, четко не определена. В ней преобладают неформальные и горизонтальные связи. В таких организациях не­прерывное перераспределение прав, функций, полномочий и от­ветственности подчас вызывает хаос и анархию в деловых отно­шениях.

Данные организации наиболее пригодны в сферах с высо­кой и сложной технологией, требующих творчества, инноваций и эффективной совместной работы (компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская).

2 Партисипативная организация - организация, предос­тавляющая всем ее членам возможность участия в управлении, тем самым адекватно мотивирующая их деятельность.

Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает: участие в принятии решений; участие в установлении целей; участие в решении проблем. Это придает структуре организации демократичный харак­тер: каждое лицо, имеющее власть над другими, подотчетно их совместному контролю, что предотвращает произвол по отноше­нию к любому члену организации со стороны вышестоящего ли­ца. Кроме того, участие в управлении повышает качество прини­маемых решений. Участие развивает и творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом.

3 Многомерная организация. Основой организации является автономная рабочая группа, получающая статус центра прибыли. Она одновременно выполняет три задачи:

- обеспечение основной (производственной или иной) деятельности ресурсами;

- производство продукта или услуги для конкретного по­требителя, рынка или территории;

- обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок.

Многомерная модель создает с максималь­но возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, одновременно использует эффект синергии и экономию на масштабе деятельности. Недостатки: возникают трудности в определении полномочий и многократная подчинен­ность; руководство организации перегружено в связи с многослойностью проблем управления.

4 Предпринимательские организации ориентированы на рост и рассчитывают на имеющиеся возможности нежели на ресурсы. Структура управления предпринимательской орг-ей харак-ся малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Она представляет собой перевернутую пирамиду, в ос­новании которой находится руководство организации. При этом руководство меняет не только свое место, но и основные функции. Главной обязанностью руководства организации вместо традици­онного контроля является всемерная поддержка усилий работни­ков, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них — это ресурсы ор­ганизации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т. д.), задача его — обеспечение ресурсами усилий работников, де­лающих бизнес. Второй блок — это п одразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает биз­нес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее — бизнес- тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие биз­нес предпринимательские ячейки, сфокусированные на опреде­ленный рынок. Это небольшие автономные группы работников, объединенных по видам бизнеса. Такое построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет гибко реагировать на изменения его требований.

5 Организации, ориентированные на рынок. Связи в структуре организации формируются под воздействием отношений с потребителем. Этой орг-ии присуще: гибкость, адаптивность, инновационность. В организации значительные усилия прилагаются для при­способления продукта к потребителю. При этом имеет место час­тое изменение продукта. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает, — потре­бителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уров­ней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Наверху организации централизуются ключевые функции определяющие её положение на рынке. На след уровне - производственные операции. На нижнем уровне - организация группируется по продуктовому или географическим принципам созданием центров прибыли. Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности.

6 Сетевые организации — это, как правило, крупные, интег­рированные по вертикали компании, внутри которых координа­ция деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров среднего звена, плани­рующих и распределяющих задания. Некоторые сети соединяют поставщиков, покупателей и органы по реализации в долговременные стабильные сети. Другие недолговременны, т.е. соединение происходит для реализации какого-нибудь проекта. Стабильные сетевые организации обычно часть ра­бот передают подрядчикам, чтобы придать гибкость цепи произ­водства и сбыта продукта. Весь задействованный капитал при­надлежит нескольким фирмам, которые вносят свой вклад в об­щее дело. Часто вокруг крупной фирмы-ядра пристраиваются мелкие партнеры, являющиеся либо ее поставщиками, либо дист­рибьюторами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.