Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют

ЛЕКЦИЯ 1

Коммерческое право в системе права

Понятие коммерческого права

Предмет коммерческого права

История развития коммерческого права

 

В России обучение коммерческому праву велось уже с середины XIX в. Эта мера резко усилила внимание правовой науки и образования к вопросам правового регулирования торгового оборота, способствовала расширению подготовки юридических кадров для этой сферы экономики.

Понятие коммерческого права

Коммерческое право представляет собой специфическую подотрасль гражданского права, состоящую из общей и специальных норм гражданского права и регулирующая отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Однако такое понимание воспринимается не всеми учеными. Так, например, Пугинский понимает к/п в узком смысле как совокупность гражданско-правовых норм, регламентирующих только товарное обращение.

Commercium (лат.) - это торговля.

Понятие «коммерция» традиционно трактуется в двух смыслах

1. В широком смысле – как предпринимательская деятельность в целом,

2. В узком смысле – торговля и торгово-посредническая деятельность.

Такая традиция берет начало со времен римского частного права, где различалось право быть субъектом коммерческой деятельности и общая правоспособность.

Эта традиция сохранилась в Западной Европе, где частное право противопоставляется публичному, а к/п формируется как особое право, регулирующее торговые отношения. Поэтому в литературе часто используется термин торговое право как синоним коммерческого права.

Если в странах с дуалистической системой права были объективные условия для обособления к/п как самостоятельной отрасли права, то в России таких предпосылок не сложилось. Но это не препятствует полноценному осуществлению субъектами предпринимательской деятельности. Поскольку коммерсанты реализуют свои частные интересы путем совершения самостоятельных инициативных действий на свой страх и риск с целью получения прибыли и под свою имущественную ответственность можно говорить о том, что к/п является частью гражданского права.

Для регулирования подобных отношений применяются частно-правовые методы диспозитивного регулирования.

В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют

большую гибкость,

приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности,

более полный учет обычаев торгового (делового) оборота,

требование беспрепятственности совершения сделок,

презумпцию возмездности сделок,

более строгие условия ответственности (ответственность без вины).

Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль.

В применении термина допускаются массовые ошибки. Прежде всего, распространено смешение коммерции и предпринимательства. Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. Говорят о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях и т.п. Эта неточность коренится в новом ГК РФ. Так, ст. 50 ГК РФ предлагает разделять все организации на коммерческие и некоммерческие, т.е. торгующие либо неторгующие.

Классификация юридических лиц по ГК РФ противоречит ст. 34 Конституции РФ, которая говорит о праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью. В самом ГК РФ, в ст. 2, достаточно ясно пишется, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.

Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации были названы коммерческими, подобное решение нельзя назвать приемлемым.

2.Предмет к/п

Предметом к/п является товарное обращение как совокупность отношений лиц, обладающих статусом предпринимателя по продвижению товаров от изготовителя к потребителю.

В более широком смысле предмет к/п - это торговые п/о.

В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли. Однако оно служит необходимым условием обеспечения жизнедеятельности таких организаций и потому включается в сферу коммерческого права.

К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Изучение правового регулирования такого рода действий составляет важную часть дисциплины коммерческого права.

Имеется еще одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права - правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для нормального развития экономики.

Этапы торговой деятельности

1. Сбыт изготовителями своих товаров

2. Деятельность оптовых и иных посредников

3. Деятельность субъектов по приобретению товаров необходимых для собственной товарной деятельности

 

Источники к/п

 

В современной России закреплена отраслевая специализация к/п. Она постепенно проводится в законопроектной работе. Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем в рубрике " Хозяйственная деятельность" имеется специальный раздел " Торговля". Этим признается специфика торгового законодательства. Оно выделено из общего массива нормативных актов

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция РФ. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ.

Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Закон РФ 1992 г. " О товарных биржах и биржевой торговле", Закон РФ от 22.03.91 N 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", «О рекламе», «О банкротстве», Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 N 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ " О качестве и безопасности пищевых продуктов", группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ " О техническом регулировании".

Хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, западные коммерциалисты в настоящее время активно занимаются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета прав потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства. Так, Закон РФ " О защите прав потребителей" предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с вступлением России в ВТО принят пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

Обычаи делового оборота

В действующей статье 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права назван обычай делового оборота. Между тем обычай широко применяется не только в предпринимательской деятельности, например, в отношениях, связанных с определением гражданами порядка пользования общим имуществом. В статью 5 ГК предлагается внести соответствующие дополнения.

К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международной торговли).

Регулирование к/д осуществляется также нормами международного права и международными договорами - Венская Конвенция «О договорах международной купли-продажи», Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г., Конвенция о праве, применяемом к международной купле-продаже

 

4. История развития к/п

Его история уходит в глубь тысячелетий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех правовых памятниках древности.

Достаточно полную разработку вопросы торгового оборота получают в римском праве. Для нормирования торговых отношений не было необходимости создавать особое торговое право, поскольку, по утверждениям исследователей, должная гибкость и применимость системы jus gentium к торговому быту обеспечивалась свободной преторской юрисдикцией.

Развитие торгового права в его подлинном значении связано со становлением капиталистических отношений.

Различают три основных периода в истории к/п – итальянский, французский, германский.

Итальянский период относится к 11- 15 вв. - это время зарождения европейского торгового права. В этот период Италия стала центром торговли между Западной Европой и Азией и была одним из наиболее развитых экономических регионов.

В Италии в этот период приморские города превратились в торговые республики, правящей силой в которых были купцы, разделенные на гильдии. Споры между членами гильдии обусловили необходимость назначения для разбирательства особых лиц - консулов. Наиболее значительные решения консульских судов вносили в особые книги – статусы.

В 1494 г вышла книга Луки Паччоли «Трактат о счетах и записях», который сформировал основы современной бухгалтерии.

В целом итальянский период характеризуется тем, что:

- итальянские города и республики стали центрами мировой торговли;

- формируется морское средневековое право как составная часть торгового права;

- торговое право носит ярко выраженный сословный характер;

- принимаются специальные законы, регулирующие торговые отношения.

Французский период 15 – 19 вв.

Во Франции усиливается роль купечества, его интересы совпадают с интересами королевской знати. В 1673 г. был принят «Торговый ордонанс», 1681 «Морской кодекс Франции», 1808 «Торговый Кодекс Наполеона», оказавший серьезное влияние на кодификацию торгового права ряда европейских государств

Торговый Кодекс состоит из 4 книг - О торговле вообще, морское право, конкурсное право, о коммерческих судах.

Особенность периода – кодификация торгового права, стремление к объединению, устранение местных особенностей.

Германский период - 18 – 19 вв

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Общегерманского торгового уложения. Уложение установило общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой конгломерат из почти сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Общегерманское торговое уложение сыграло поистине выдающуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Оно стало мощным инструментом консолидации страны.

В 1896 г. уже в единой Германии было принято Гражданское уложение. С его изданием необходимость в существовании отдельного Торгового уложения ослабла, поскольку многие общегражданские положения были перенесены в Гражданское уложение. Однако с учетом того, какую огромную роль Торговое уложение 1861 г. сыграло в превращении страны в централизованное и мощное государство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание. Это стал более современный и четкий акт.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Германии, да и с учетом собственных потребностей, в конце XIX в. почти во всех европейских и многих других странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. Так, в 1899 г. Япония приняла Торговый кодекс, во многом позаимствовав германский опыт. Почти все эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

Характеристика германского периода

Обычное право выступает вместо закона, торговое право полностью кодифицируется, утрачивается его сословный характер

Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходящих в сфере товарного обращения, и их отражение в праве. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы ХХ в. в США, а затем - в Западной Европе произошло то, что нередко обоснованно называется торговой революцией.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновременно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились в советский период, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления. Достаточно сказать, что, согласно статистическим данным, в 1990 г. излишние запасы сырья и материалов на складах предприятий равнялись трехгодовому объему внутреннего валового продукта.

Еще один аспект торговой революции - структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 300 тыс. оптовых фирм по сбыту различных товаров, ФРГ - 100 тыс., Италии - 90 тыс. (в России - около 20 тыс.). Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т.е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.

В США в период президентства Кеннеди был провозглашен День потребителя. Это действительно всеобщий праздник, поскольку потребителем является каждый житель страны, от бродяги до сенатора.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Так, внесены существенные изменения в ряд разделов Германского торгового уложения. Во Франции в 1999 г. принят новый Торговый кодекс.

В качестве второго важного показателя развития торгового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным законом. На его основе в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70-80-х годов принят ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей системы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной, причем дальнейшее ее развитие идет по пути увеличения доли законодательного регулирования (статутов).

В качестве важного направления развития торгового права следует назвать гармонизацию национального торгового законодательства. Этому способствует заключение международных соглашений, а также издание международными организациями большого числа актов по различным вопросам торговой деятельности.

Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под действие других соглашений.

Большое число соглашений и других документов подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы, прежде всего, документы ЮНКТАД - Конференции ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ - Комиссии ООН по праву международной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений.

Так, резко активизировалась в последние десятилетия деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий торговых договоров, порядка расчетов за товары и других вопросов. Таковы, например, Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др.

Римский институт УНИДРУА публикует обобщения обычаев международного торгового оборота. Основным подготовленным им документом являются Принципы международных коммерческих договоров 1994 г., в которые регулярно вносятся дополнения. Документы Международной торговой палаты и Принципы УНИДРУА направлены на регулирование внешнеторговых отношений. Однако они все шире используются также во внутреннем торговом обороте, в том числе в России (в частности, Инкотермс) при наличии ссылок на них в заключаемых договорах.

Целям унификации и гармонизации торгового права служат Принципы европейского договорного права (ПЕДП), первоначально намечавшиеся как проект Европейского единообразного торгового кодекса. Комиссия по подготовке ПЕДП, созданная Институтом Европейского университета, завершила в 1999 г. разработку трех частей этого документа. Он характеризуется высокой степенью учета наиболее важных действующих положений международного и национального торгового права.

Сходное значение имеет Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ. Принципы СЕНТРАЛ в редакции 2003 г. подготовлены группой видных ученых-юристов Центра транснационального права (ФРГ). Они являются тщательно разработанной системой принципов и норм торгового права, рассчитанных на широкое применение.

Документы Международной торговой палаты, Института УНИДРУА и других авторитетных общественных и научных организаций в совокупности образуют то, что называют новым lex mercatoria. В отличие от средневековой системы купеческих обычаев, носивших сословный характер, новый lex mercatoria предназначен для применения любыми участниками торгового оборота. Его положения активно внедряются в национальное законодательство, коммерческую и судебную практику. Совершенствование торгового права происходит под их непосредственным влиянием.

Еще один аспект развития торгового права - заключение региональных соглашений по вопросам торговли. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества.

Россия также является участницей региональных соглашений. Так, имеется ряд соглашений, касающихся торговли, заключенных в рамках СНГ. Действуют межгосударственные соглашения по вопросам торговли с различными странами. Все это - акты торгового права.

Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно интенсивном, " взрывном" развитии торгового права в последние десятилетия. Оно было обусловлено потребностями развития мирового товарного рынка и национальной торговли.

История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества.

Статьи, посвященные вопросам торговли и торгового сословия, имеются в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Соборном уложении 1649 г. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, регулировавшие отдельные вопросы торговой и даже внешнеторговой деятельности..

Развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества. Среди шагов по развитию торгового законодательства следует отметить указы Петра Великого об организации лиц, занимающихся торговлей, в особое сословие с сословной юрисдикцией. В 1755 г. издан Таможенный устав, касавшийся некоторых вопросов материального торгового права. В издании Свода законов 1857 г. торговые законы получили название Устава торгового.

Отставание развития российского торгового права в значительной степени порождалось непризнанием в качестве источника права торговых обычаев, которые играют исключительную роль в специализации и формировании этой отрасли права.

В первые советские годы всплеск внимания к торговому праву был связан с нэпом. По постановлению СНК РСФСР начиная с 1923 г. велась работа по составлению проекта Торгового свода. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
За результатами звітного періоду підприємства подають до податкових органів Податкову декларацію з податку на прибуток підприємства. | Эквивалентными системами сил называют такие системы сил, действие которых на одно и тоже тело одинаково при прочих равных условиях.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.