Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции






Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции являются:

¾ бизнес-план;

¾ журнал-ордер № 10 и 10/1, ведомости № 15 и № 12;

¾ данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам;

¾ бухгалтерская отчетность форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

¾ плановые и отчетные калькуляции единицы продукции;

¾ статистическая отчетность (табл.2.11).

 

Таблица 2.11 – Статистические источники информации для проведения анализа себестоимости продукции

Наименование формы государственной статистической отчетности Индекс и периодичность формы
Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) 4-ф (затраты), квартальная
Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг) 1-п (затраты), годовая
Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг) 6-п (затраты), 9 раз в год
Отчет о производстве промышленной продукции (работ и услуг) 12-п (срочная), месячная
Отчет о ценах производителей промышленной продукции 12-цены (производителей), месячная

 

Регламентация состава и структуры затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), обеспечение единообразия в исчислении экономически обоснованной величины затрат, необходимой для производства и реализации продукции, определение порядка формирования себестоимости продукции в промышленных организациях осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства промышленности Республики Беларусь № 881 от 31.12.2010г.

Планирование, учет и анализ себестоимости продукции ведутся в следующих направлениях:

1. в разрезе элементов затрат, позволяющих сформировать себестоимость всей производимой продукции:

¾ материальные затраты;

¾ затраты на оплату труда;

¾ отчисления на социальные нужды;

¾ амортизация основных средств и нематериальных активов;

¾ прочие затраты;

и калькуляционных статей, которые предназначены для определения себестоимости единицы продукции определенного вида:

¾ сырье и материалы;

¾ покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

¾ возвратные отходы (вычитаются);

¾ топливо и энергия на технологические цели;

¾ основная заработная плата производственных рабочих;



¾ дополнительная заработная плата производственных рабочих;

¾ налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, сборы отчисления местным органам власти, согласно законодательству;

¾ расходы на подготовку и освоение производства;

¾ погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы);

¾ общепроизводственные расходы;

¾ общехозяйственные расходы;

¾ технологические потери;

¾ потери от брака;

¾ прочие производственные расходы;

¾ расходы на реализацию;

2. в разрезе прямых затрат, которые относятся общей суммой на себестоимость определенных изделий(сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих, связанных с производством определенных видов продукции), и косвенных затрат, которые связаны с производством нескольких видов продукциии распределяются между ними пропорционально общепринятой базе (общепроизводственные, общехозяйственные, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭМО), расходы на реализацию);

3. в разрезе постоянных расходов, не изменяющихся от объема производства(амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, заработная плата служащих), и переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства(сдельная заработная плата, сырье и материалы).

Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции зависит от четырех главных факторов и может быть выражена следующей моделью:

,

где Y – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции; bi – удельные переменные затраты; – общий объем производства продукции; УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме; А – сумма постоянных расходов.



Рассчитать влияние факторов по данной модели можно способом цепных подстановок без отклонений в методике.

Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции может быть выражена и следующей моделью:

.

В таком случае рассчитать влияние этих факторов можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:

; ;

; ;

;

∆Yx=Yусл1 – Yп;

∆Yструктуры=Yусл2 – Yусл1;

∆Yb=Yусл3 – Yусл2;

∆YА=Yф – Yусл3.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат. Себестоимость изделия зависит от изменения объема его производства, удельных переменных затрат и постоянных расходов. Рассчитать влияние этих факторов можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:

, где Yi – себестоимость i-того изделия.

; ; ; ; ; ;

.

2.5.2 Анализ затрат на рубль продукции

Показатель «затраты на рубль продукции» исчисляется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости продукции в действующих ценах. На его уровень влияют следующие факторы первого порядка:

¾ объем производства;

¾ структура производства;

¾ уровень удельных переменных затрат;

¾ сумма постоянных затрат;

¾ отпускные цены на продукцию.

Влияние данных факторов на изменение затрат на рубль продукции можно определить по с модели:

,

где З – затраты на рубль продукции; Цi – отпускная цена i-того вида продукции.

По данной модели можно рассчитать размер влияния факторов способом цепных подстановок без отклонений в методике. Кроме того, для проведения факторного анализа можно использовать и следующую модель:

.

Рассчитать влияние в таком случае можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:

; ;

; ;

; ;

∆Зx = Зусл1 – Зп; ∆Зструктуры = Зусл2 – Зусл1; ∆Зb = Зусл3 – Зусл2;

∆ЗА = Зусл4 – Зусл3; ∆ЗЦ = Зф – Зусл4.

Чтобы установить как выше названные факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал