Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекты заданий для контрольных работ и методические рекомендации к ним




Контрольные работы являются неотъемлемой частью самостоятельной подготовки студентов-заочников, обучающихся по специальности «Политология». Студенты первого курса заочной формы обучения в соответствии с учебным планом обязаны написать контрольную работу по курсу «Отечественная история». По содержанию и оформлению кон­трольная работа должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода.

В идеале контрольная работа по истории должна быть итогом изу­чения и обобщения студентом рекомендуемой литературы по опреде­ленной теме, в которой он смог бы раскрыть свое умение отбирать и анализировать конкретный исторический материал, делать из него правильные выводы и обобщения. Рекомендуемый объем контрольной работы – не менее 12 листов ученической тетради в клетку.

Оформление контрольной работы начинается с титульного листа, на котором указывается название министерства, вуза, кафедры, на ко­торой она выполняется. В центре титульного листа помещается назва­ние контрольной работы. В правой части нижней половины титульно­го листа, как правило, указываются имя, отчество и фамилия автора работы, его курс и группа, домашний адрес с почтовым индексом.

Все страницы должны быть пронумерованы. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Та­ким образом, первым напечатанным или написанным номером будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается план с ука­занием страниц, с которых начинаются параграфы. Отсюда следует, что основной текст работы начинается как минимум на третьей стра­нице (листе). Номера страниц необходимо проставлять сверху в сере­дине листа либо в правом верхнем углу листа (страницы), между но­мером и текстом желательно оставлять пустую строку. Заголовки сле­дует располагать симметрично к тексту, между заголовками и текстом оставляется 3-4 пустых строки.

В плане работы необходимо предусмотреть введение, в котором делается обоснование выбора темы, раскрываются цели и задачи рабо­ты, анализируется степень разработанности проблемы. Далее следует основная часть, состоящая из параграфов, заключение, список литературы. Все вопросы плана повторяются еще раз непосредственно в са­мом тексте.

Текст, расположенный между введением и заключением, является основной частью. Он должен быть разделен на параграфы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были про­порциональными по объему. Введение может быть изложено на двух страницах, а заключение на одной. Параграфы обозначаются знаком «§» и имеют свой номер. Параграфы следует выделять продуманно, то есть в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится не­большая, но законченная мысль. Заголовки параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.



Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.

При написании текста нужно следить за тем, чтобы в ходе изложе­ния не терялась основная мысль работы, то есть так называемая «крас­ная нить». Следует постоянно контролировать соответствие содержа­ния параграфов их заголовкам. Если при написании текста мысль от­клонилась от темы, ее необходимо либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим хо­дом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргу­ментация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждый параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждого параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчи­вать каждый параграф подведением определенных итогов, выводами, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рас­смотрения проблемы, которая последует в новом параграфе.

Если контрольная работа не отпечатана на пишущей машинке или не оформлена на компьютере, ее можно представить и в рукописном вари­анте, но почерк при этом должен быть разборчив, ибо в противном слу­чае преподаватель имеет право возвратить контрольную работу, не ре­цензируя ее. Рукописная контрольная работа должна быть выполнена темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку. Все дополнительные страницы должны быть приклеены или вшиты в тетрадь.



Необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя.

Правилом хорошего тона при оформлении контрольной работы является обязательная ссылка на использованные научные работы. В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых автор нашел сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал. Ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, ее заголовка, места и года издания и номера страницы. Подстрочные сноски и примечания располагаются под строками основного текста и отделяются от него небольшой горизон­тальной линией. Подстрочные примечания связываются с соответст­вующим местом основного текста арабскими цифрами, набранными мелким шрифтом. Нумерация подстрочных примечаний может быть как сквозной, так и постраничной.

При работе над научным аппаратом важное значение имеет тща­тельное составление списка использованной литературы. Он может называться: «Список литературы», «Список основной использованной литературы», «Список использованной литературы и источников» и т.п. Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если ав­тор не указан). Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала.

Элементы библиографического описания книг (однотомников) располагаются в следующем порядке: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие книги; в) место издания; г) издательство; д) год издания; е) общее количество страниц.

При описании многотомников указываются: а) фамилия и инициа­лы автора; б) заглавие; в) место издания; г) издательство; д) год изда­ния; е) объем (количество томов).

При описании отдельного тома из многотомного издания:

а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие; в) общее количество то­мов; г) место издания; д) издательство; е) год издания; ж) том и его номер; з) общее количество страниц.

При описании собраний сочинений: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие произведения; в) после знака «//» дается описание книги. Если фамилия автора отдельного произведения и собрания сочинений или сборника одна и та же, то в описании книги ее опускают.

При описании статей из сборника: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие сборника после знака «//»; г) сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск после знака «/»; д) место издания; е) издательство; д) год издания; е) номера первой и последней страниц статьи.

При описании статей из журналов: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие журнала после знака «//»; г) год изда­ния; д) номер выпуска; е) номера первой и последней страниц статьи.

В описании источников следует сокращать названия городов: Мо­сква, Ленинград, Петроград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону (М., Л., Пг., СПб., Ростов н/Д), названия других городов не сокращают.

Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, слуша­тель обязан представить ее на повторную рецензию.

1. В России история как наука сложилась в:

а) XVIII в;

б) XIX в.;

в) XX в.

2. Какой из перечисленных признаков не характерен для цивилизационного подхода к истории:

а) учет экономических, социальных, духовных факторов в истории человечества;

б) зависимость политического строя от господствующих экономи­ческих отношений;

в) акцентирование внимания на человеке как главном критерии прогрессивности любого строя.

3. Что такое менталитет?

а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе;

б) мышление, присущее людям определенной профессии;

в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности.

4. Определите, по какому принципу подобраны исторические источники и уберите лишний, на Ваш взгляд:

а) орудия труда;

б) ювелирные украшения;

в) дневниковые записи;

г) предметы одежды.

5. Что предполагает принцип историзма при изучении истории:

а) рассмотрение событий на конкретно-историческом фоне;

б) рассмотрение факторов и событий во взаимосвязи друг с другом;

в) рассмотрение факторов и событий в развитии;

г) справедливо все перечисленное.

6. Византийские, немецкие и арабские авторы термином «Русь» называли сложившееся на рубеже VIII-IX вв. государственное образование в районе:

а) Буга;

б) озера Ильмень;

в) Среднего Поднепровья;

г) Прикарпатья;

д) междуречья Оки и Волги.

7. Норманнская теория происхождения Русского государства появилась в:

а) XII в.;

б) XVI в.;

в) XVIII в.;

г) XIX в.;

д) ХХв.

8. Выбор христианства в качестве официальной религии был предопределен:

а) традиционными культурными связями Киевской Руси и Визан­тии;

б) наличием богослужебной литературы на славянских языках;

в) отсутствием у православия стремления к политической власти;

г) справедливо все вышеперечисленное.

9. Какое из событий произошло раньше:

а) княжение Владимира Мономаха в Киеве;

б) крещение Руси;

в) разгром Хазарского каганата.

10. Продолжите фразу: «В 30-е гг. XII в. на Руси, во II половине XIV в. в Орде, в XI-XII вв. во Франции...

а) ... происходят народные восстания;

б) ... наступает феодальная раздробленность;

в) ... свирепствует голод.

г) ... происходит смена архитектурных стилей.

11. Назовите традиционную дату установления ига Золотой Орды на Руси:

а) 1242 г.;

б) 1240 г.;

в) 1223 г.

12. Какая из русских земель в период раздробленности состави­ла основу будущей российской (московской) государственности:

а) Галицко-Волынская земля;

б) Новгородская земля;

в) Владимиро-Суздальская земля.

13. Какое из произведений древнерусской литературы отразило реальные события одного из походов русский князей на половцев в 1185 г.:

а) «Песнь о Вещем Олеге»;

б) «Слово о полку Игореве»;

в) «Повесть временных лет»;

г) «Задонщина».

14. Образование единого (Московского) государства произошло:

а) раньше аналогичных процессов в Англии и Франции;

б) в одно время с крупнейшими государствами Европы;

в) позднее аналогичных процессов в Англии и Франции.

15. Какую причину русская историческая школа считала определяющей для появления в России самодержавия:

а) внешнеэкономические условия, главным образом борьбу с монголо-татарским игом;

б) экономические условия, в первую очередь сохранение патриар­хального хозяйства и крепостного права;

в) ориентацию России на Восток и его формы государственного устройства.

16. Когда и в связи с чем в России утвердилась мысль о ее богоизбранности и мессианском предназначении:

а) с принятия христианства в качестве религии на Руси около 988 г.;

б) после захвата турками Константинополя в 1453 г.;

в) с выходом страны к Балтийскому морю в 20-е гг. XVIII в. и провозглашением страны империей.

17. Общественно-политическая теория «Москва – третий Рим»:

а) обосновала религиозное единство российской и древнеримской цивилизаций;

б) подчеркнула этническое сходство российской и древнеримской цивилизаций;

в) объявила Москву единственным оплотом православия.

18. Первый русский царь был венчан на царство в:

а) 1547 г.;

б) 1462 г.;

в) 1533 г.;

г) 1505 г.

19. При каком русском царе в России появилась сословно-представительные учреждения:

а) при Борисе Годунове;

б) при Иване Грозном;

в) при Петре I.

20. Какая из перечисленных территорий вошла в состав России в XVI в.:

а) Казанское ханство;

б) Левобережная Украина;

в) Камчатка.

21. Покровский собор (Собор Василия Блаженного) в Москве был построен в честь:

а) победы на Куликовском поле;

б) взятия Казани;

в) освобождения от монголо-татарского владычества.

22. XVII в. в истории России – это:

а) время окончательного закрепощения крестьян;

б) эпоха крупных народных движений,

в) время реформы культовой системы;

г) справедливо все вышеперечисленное.

23. Церковная реформа патриарха Никона середины XVII в. была необходима для:

а) упрочнения самобытности русской православной церкви,

б) унификации церковных правил и обрядов;

в) определения степени подчиненности церкви светским властям.

24. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование:

а) Б. Годунова;

б) В. Шуйского;

в) Михаила Федоровича;

г) Алексея Михайловича;

д) Петра Великого.

25. Из приведенных ниже событий XVII в. выберите то, которое относится к политике протекционизма:

а) введение Новоторгового Устава в 1667 г.;

б) воссоединение Украины с Россией в 1654 г.;

в) проведение церковной реформы.

26. При Петре I в России:

а) был сделан шаг на пути интеграции в европейскую систему,

б) усилились элементы восточного типа цивилизации;

в) справедливы оба высказывания.

27. Из достижений науки и просвещения России первой поло­вины XVIII в. выберите не относящиеся к данному периоду:

а) создание казенных общеобразовательных школ и специальных учебных заведений;

б) введение гражданского алфавита;

в) появление российской типографии.

28. В отечественной историографии деятельность Петра I оценивалась негативно:

а) западниками;

б) славянофилами;

в) марксистами.

29. Русская православная церковь стала частью государствен­ного аппарата в годы правления:

а) Екатерины II;

б) Петра I;

в) Николая II.

30. Благодаря какому документу выходцы из «подлых» сосло­вий в XVIII в. могли рассчитывать на получение дворянского ти­тула:

а) «Жалованная грамота дворянству»;

б) «Табель о рангах»;

в) Соборное Уложение 1649 г.

31. Теорию «крестьянской революции» развивали:

а) кадеты;

б) народники;

в) западники;

г) марксисты;

д) либералы.

32. Кому принадлежала инициатива преобразований в России в 60-70 г. XIX в.:

а) крестьянству;

б) дворянству;

в) монарху и либеральному чиновничеству.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал