Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли 4 страница






В чем главное отличие труда от деятельности животных? Во-первых, труд начинается и изготовлением орудий труда. Орудие труда – это особый предмет, который человек помещает между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на нее. Именно орудие труда позволяет человеку подняться в некотором смысле над природой, встать выше всех живых существ. Во-вторых, труд – это целенаправленная деятельность. Он неотделим от сознания. В начале процесса труда человек формулирует цель, мысленный образ создаваемого им потребного будущего, а затем материализует его, воплощает в осязаемую вещественную форму. Напомним известное рассуждение Маркса о механизме трудовой деятельности:»Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейки из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».

Все специфически человеческие, социальные потребности удовлетворяются с помощью предметно-орудийной целенаправленной трудовой деятельности. Поэтому сам труд превращается в главную, фундаментальную потребность человеческого рода. Без трудовой деятельности, создающей весь мир искусственных вещей («вторую природу», по выражению Маркса), человеческий образ жизни в принципе невозможен.

Понятие потребности занимают центральное место в обосновании главной философской идеи Маркса – концепции исторического материализма, или материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества, в конечном счете, играют материальное производство и материальные потребности человека, которые оно удовлетворяет. Духовные потребности вторичны, производны от материальных, они зависят от материального производства, хотя и оказывают на него менее сильное обратное воздействие. Излагая, свою философскую концепцию общества, Маркс подчеркивает, что «первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов». Люди, во-первых, начинают удовлетворять свои потребности, обусловленные их физической, природной организацией: добывать пищу, обустраивать жилище, изготовлять одежду. Таким образом, биологические потребности являются исходными, первичными стимулами человеческой деятельности. Во-вторых, у людей возникают новые, более сложные социальные потребности, которые тоже требуют удовлетворения. Так начинает действовать закон возвышения потребностей, в более примитивной форме замеченный еще Гольбахом и Гегелем. Механизм возвышения потребностей не возникает в живой природе, поскольку взаимодействие животных того или иного вида с окружающей средой остается все время одинаковым, оно не может усложняться и совершенствоваться, как человеческий труд. В-третьих, люди производят других людей, удовлетворяя тем самым и свои личные потребности (биологические и социальные), и общую потребность всего человеческого рода в поддержании собственного существования. Наконец, в-четвертых, между людьми в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания формируется объективная, материальная связь. Эта связь вызвана их потребностями и способом производства материальных благ. Таким образом, в концепции Маркса устанавливается зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личностными и общественными потребностями.

Экономический анализ потребностей человека был продолжен Марксом в «Капитале» и ряд других работ.

Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые формировались в науке последних столетий. Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали человека как «высший цвет», «высший продукт», вершину развития материи. Он возникает «с железной необходимостью», материя порождает мыслящие существа «в силу самой природы». Эта концепция воспроизводит на более высоком, уже научном уровне наивное древнегреческое понимание человека как микрокосма, миниатюрный копии Вселенной. Именно потому, что человек заключает в себе все уровни сложности материального мира, его потребности направлены на все сферы этого мира и он может все эти сферы преобразовать. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое экономическое обоснование. Так, высшей целью и смыслом исторического процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное (в идеале - всестороннее) развитие человеческой личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей – инструмент для раскрытия творческого потенциала человека. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работниках. Гуманистические преобразования всей общественной жизни, в конце концов, станут экономической необходимостью. Они откроют возможности для свободного развития человеческих способностей и глубоко взаимосвязанных с ними потребностей.

К.Маркс и Ф.Энгельс одними из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности. Человек и его потребности исторически изменяются, эволюционируют. Их удовлетворение до сих пор было прямо связано с классовой борьбой – жестким соперничеством различных классов и социальных групп в борьбе за обладание собственностью и за доступ к производственны обществом материальны и духовным благам. Марксизм, таким образом, сосредоточил свое внимание преимущественно на внешних социальных детерминантах развития личности. Внутренние психологические механизмы формирования потребностей более подробно изучались уже в XX в. в рамках других научных направлений – прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме.

После смерти К.Маркса и Ф.Энгельса их концепция общества, человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергается критики, но в то же время развивают и используются в науках об обществе.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте потребности доминирующие в первобытном обществе.

3. Изменение потребностей людей в эпоху ранних цивилизаций.

4. Основные способы регулирования взаимодействия личных и общественных потребностей предложены в Библии.

5. Охарактеризуйте концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

6. Какие изменения во взглядах на потребности происходят в учении софистов?

7. Каковы особенности понимания потребностей в учениях стоиков, скептиков и эпикурейцев?

8. Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей средневековой Европы.

9. Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

10. Изменение взглядов на человека и его потребности в эпоху Возрождения.

11. Понимание потребностей человека мыслителями Нового времени.

12. Сравнительный анализ сходства и различия концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса?

 

Раздел III. ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

3.1. Характеристика индивида

3.2. Характеристика личности

3.3. Характеристика индивидуальности

 

3.1.

Каждый человек может рассматриваться прежде всего как индивид (от лат. Individuum - неделимое), т.е. как: единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);

1) отдельный представитель человеческой общности; социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида:

— целостность психофизической организации;

— устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

— активность.

Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.

Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.

Активность индивида обеспечивает ему способность к самоизменению.

Слово «личность» (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII в. надевали маску, «накладную харю», личину, и историческое понятие личность восходит к этому корню.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Однако личность — это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской.

Человек исполняет множество ролей, подчиняется множеству «ролевых» предписаний. В поликлинике он «больной», в театре — «зритель», на службе — «начальник» или «подчиненный», в семье «отец», «муж», «сын» и т.д. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая на «ролевые ожидания», человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность к роли не сводится. Подобно тому как актер остается самим собой, играя злодея или благородного героя, личность — это носитель роли, но не совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение какой-либо роли накладывает отпечаток на личность человека.

Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности. «Роль» — характеристика поведения человека, его соответствие социально одобряемому образу.

Роль — это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли в социальную психологию ввел Д. Мид.

Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет определенную «личностную окраску», зависящую от его знаний, Умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в которые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.

Различают:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, клоун и т.д.).

Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на:

1) активные, т.е. исполняемые в данный момент;

2) латентные — не проявляющиеся в данной ситуации.

Также различают:

1) роли институализированные (официальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую субъект входит;

2) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В процессе общения часто формируются ролевые треугольники, человек становится исполнителем роли либо преследователя, либо жертвы, либо спасителя.

В фазе взаимоотражения партнеры, нацеленные на взаимодействие, принимают актуальные роли друг друга, — эта фаза общения также называется ролевым обменом. Если в общении избирается путь взаимосогласия, то это приводит к раскрыванию «ролевого веера» каждым партнером.

Понятие «личность» предполагает наличие внутренней позиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность — понятие более богатое, чем функциональная роль.

Индивид — «это всегда один из многих», он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию.

В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно очень бедно, в этом понятии не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

 

3.2.

Под личностью подразумевается прежде всего индивидуальность человека, но не биологическая, а социальная.

Итак, личностьэто:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Можно было бы сказать, что личность — это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью — это его социальная самобытность.

В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

3.3.

Согласно психологическим воззрениям индивидуальность — это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств, процессов восприятия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность появления индивидуальности.

Так как человек формируется в конкретном социальном пространстве и в конкретное время в процессе воспитания и практической деятельности, то личность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных фактов.

Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные различия.

Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.

Социальный субъект. Социальный субъект своей активностью приспосабливает социальные структуры к своим интересам, вступает с ними в компромиссные отношения, делает им вызов, т.е. активно взаимодействует с социально-культурными факторами.

Человек силой своего разума создал материальный мир, реальность которого превосходит многие образы волшебных сказок и утопий. Но, создавая все новые материальные блага, человек потерял из виду свою главную цель — самого себя. Сегодня мы далеко не всегда знаем ответы на вопросы: Что такое человек? Как он должен жить? Как направить его разум и чувства на развитие самого себя и окружающих его людей и природу? Могущество машин, материальный успех, харизма лидеров и т.п. становятся порой источником норм и ценностных суждений человека.

Для того чтобы узнать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Личность нельзя понять, если не рассматривать ее в целостности, включая и потребность поиска ответа на вопрос о смысле существования человека, поиска норм, в согласии с которыми ему надлежит жить, т.е. необходимо рассматривать человека в его телесно-духовной целостности. Данный подход предполагает уверенность в том, что цель человека — быть самим собой, а условие ее достижения — быть человеком для себя. Следовательно, источники норм этического поведения следует искать в самой человеческой природе. Исходя из этого вещь (или услуга) может быть хорошей (полезной), если она хороша для человека, ею пользующегося. Имеется в виду при этом, что критерием оценки является благополучие данного человека. Добродетель каждого человека состоит в его уникальной индивидуальности, а ценностные суждения основаны на особенностях существования человека и значимы лишь в контексте его существования.

Признание того, что благо есть то, что хорошо для человека, вовсе не предполагает его эгоизма, так как в данном случае человек обретает себя, свое благополучие только в родстве и солидарности с другими людьми (если благо одного человека зло для другого — благополучия быть не может). Человек способен формировать верные нормативные принципы и нормы поведения. Конечно, человек может адаптироваться к неудовлетворительным условиям существования и в процессе адаптации выработать определенные эмоциональные и ментальные реакции, но он не может изменить свою собственную природу. Под влиянием реакций, возникающих в ходе приспособления, человек в конце концов изменит сами условия той или иной культурной среды.

Человеческая эволюция обусловлена, с одной стороны, его адаптируемостью, а с другой — определенными неразрушимыми свойствами природы человека. Последние заставляют его никогда не прекращать поиска условий, более соответствующих его внутренним потребностям.

Любой человек — это не обособленный индивид, а взаимодействующий с другими людьми, с природой, с самим собой.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории. Личность при этом рассматривается как индивидуальное выражение и как субъект общественных отношений и общения и деятельности. Качество общественных отношений и общение оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, на ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность.

Деятельность — это основа, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвуют в состязаниях». Деятельностный подход к анализу общественных структур выдвигает на первый план проблемы человека, его потребностей.

Социально-деятельная сущность человека формируется прежде всего в процессе социализации индивида. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человека), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).

Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. А.Н. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176). Так как социализация — это процесс динамический, то личность — это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, его поступки запрограммированы, не остается места свободе выбора.

Лишение индивида общения и возможности выбора также отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, и это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей.

Человек, лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и, следовательно, свобода действий, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по сути, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущности и обусловленных ею поступков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включаются направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрения, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным, миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом аспекте она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы творчества и добра. При этом личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плод своей деятельности и после своей биологической смерти.

Во взаимодействии человека с природой, самим собой, другими людьми проявляется та или иная поведенческая ориентация человека. Э. Фромм выделяет следующие типы ориентации: рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную, плодотворную.

Каждая из них отражает особенности конституции каждого индивида. В рамках изучаемой дисциплины нас интересует рыночная ориентация личности человека.

В завершение темы хотелось бы еще раз уточнить понятия «индивид» и «личность». Если попытаться представить себе четкие границы этих понятий, то окажется, что понятие «индивид» шире понятия «личность», оно будет как бы родом, а «личность» — его видом. Человека, в свою очередь, можно рассматривать в двух аспектах, соответствующих этим двум понятиям, с одной стороны, человек является индивидом, подобным всем остальным, с другой — личностью, индивидуальностью.

Бердяев отличал личность от индивида, рассматривая ее как духовную сущность и качество человека. «Как образ и подобие Бога, — пишет он, — человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то...» (Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение // Н.А. Бердяев о русской философии. — Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21).

Однако трудно согласиться с антропологическим дуализмом, который пытается утвердить Бердяев и который приводит его к отрицанию социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и, видимо, не случайно, но даже в Священном Писании говорится о воздании «каждому по делам его». И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть свободной личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность в не меньшей, а в большей степени является атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.

Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества, постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и ответственность ее перед собой и людьми.

Характеристикой современной социальной среды служит рынок. Рыночное превосходство меновой ценности над полезностью распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его материальный успех (материальное благополучие) во многом зависит от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит заработную плату. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хотя и необходимое, но недостаточное условие. Успех зависит в основном от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»... Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.

Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими. Данное обстоятельство формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавца одновременно. В определенной мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своей жизни, сколько о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару человек должен быть «в моде» на личностном рынке, а чтобы «быть в моде», он должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе первичной социализации, затем вторичной, далее в определенные периоды своей жизни — в процессе подготовительной и повторной социализации, когда весьма существенно меняются условия внешней социальной среды (в данном случае — рыночной). Огромную роль в данном процессе играет и реклама. В то же время рынок порождает и своеобразное товарищество: каждый вовлечен в одну и ту же конкретную борьбу, встречается с одними и теми же требованиями рынка. Рыночные ценности акцентируют заботу каждого о себе, предполагают собственную инициативу и ответственность за сделанные выборы. В этих условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посредством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности.

Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы, представленные ниже (по Э. Фромму) в табл. 1.

Рыночная ориентация, следовательно, основывается на отдаленности от других людей, по отдаленности, проявляющейся в дружеской форме. Она предполагает легкость контактов, поверхностность связей; отдаленность же от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере. Чем полнее индивид реализует свои возможности, тем больше положительных сторон проявляется в его рыночной ориентации.

Если учесть все вышерассмотренное, то будущий специалист сервисных сфер деятельности должен понять, что без знаний основ сервисологии — науки о природе, принципах и методах индивидуального обслуживания населения, учитывающих индивидуальность человека как целостной личности, его потребности, интересы и ценностные ориентации, психологическое своеобразие и жизненный стиль, без понимания личностных особенностей человека, формирующегося в современных рыночных условиях, невозможно быть успешным профессионалом.

 

 

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.