Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управления в отрасли связи






В общем виде управление представляет постоянную координацию деятельности хозяйствующих систем для выполнения поставленной цели.

В экономической теории хозяйствующая система рассматривается как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных (нематериальных) благ.

Существует два способа координации деятельности хозяйствующих систем: спонтанный (стихийный) порядок и иерархия.

В спонтанных системах координации информация, необходимая производителям, передается с помощью ценовых сигналов.

Рынок – это спонтанная система координации деятельности, основанная на применении ценовых сигналов.

Иерархия -- это система приказов, идущая от центра к непосредственному исполнителю (производителю).

Примером иерархической системы может служить командно-административная система, которая базируется как правило, не на ценовых сигналах, а на власти в лице руководителя хозяйствующей системы или центрального управляющего органа.

Управление в отрасли связи представляет комбинированную систему, включающую спонтанный и иерархический порядок координации деятельности организаций связи.

Необходимость применения иерархической (централизованной) системы управления связью в условиях рыночной экономики обусловлена:

1. Административно-территориальным принципом организации и управления средствами и организациями связи.

2. Многоуровневым порядком организации производства услуг связи.

3. Применением единых правил построения и эксплуатации средств связи на территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет общее управление экономической системой, включая отрасль связи на макроуровне.

Высшим органом управления отраслью связи является Министерство связи и информатизации. Основными задачами Министерства связи и информатизации являются:

Ø координация деятельности организаций связи, направленная на более полное удовлетворение общественных потребностей в услугах связи на основе эффективного использования ограниченных ресурсов;

Ø разработка и реализация основных направлений развития и совершенствования связи и информационных технологий, повышение качества услуг связи;

Ø проведение антимонопольной государственной политики и создание условий для развития предпринимательства и конкуренции в сфере предоставления услуг связи.

К основным функциям высшего отраслевого органа управления относятся:

¨ определение основных направлений стратегического развития связи и ее подотраслей в условиях рыночной экономики;

¨ разработка нормативно-законодательной базы деятельности организаций связи на различных уровнях управления;

¨ сертификация технических средств связи, выдача лицензий юридическим и физическим лицам на осуществление деятельности в области связи и информатизации;

¨ участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи;

¨ осуществление контроля за деятельностью организаций связи.

Контрольные функции осуществляет Служба Госсвязьнадзора, которая занимает особое место в структуре Управления отраслью и представляет единую систему надзорных органов за связью, включающую главное управление государственного надзора за связью и подчиненные ему региональные управления.

Административно-территориальное деление Российской Федерации обуславливает необходимость применения иерархических принципов управления связью, которые осуществляют организации связи, функционирующие на территория с различным уровнем административного подчинения: край, область, район, город.

Управление связью строится по отраслевому признаку, согласно которому хозяйство связи включает ряд самостоятельных подотраслей: электрическую связь, почтовую связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, космическую связь.

Характер организации управления в значительной мере определяется формой собственности на имущество хозяйствующих субъектов.

В экономической теории форма собственности не только определяет «правила игры», но и служит важной методологической основой организации системы управления.

Разработкой теории собственности занимались два известных американских экономиста – Р. Коуз, лауреат нобелевской премии 1991 г., почетный профессор Чикагского университета и А. Алчиан, профессор Лос-Анджелеского университета.

Права собственности – это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в процессе производства и использования материальных благ.

Разгосударствление предприятий связи на основе их приватизации и акционирования обусловили необходимость реформирования системы управления в отрасли связи, предусматривающего прежде всего изменение формы собственности, расширение прав, финансовой самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов связи за результаты своей деятельности.

Процесс управления представляет собой циклически повторяющуюся систему, включающую следующие подсистемы и этапы управления:

§ сбор информации, ее обработка и анализ;

§ постановка цели и определение путей ее достижения;

§ принятие управленческого решения и контроль за его выполнением.

Управление в отрасли связи осуществляется на основе применения совокупности экономических, организационно-правовых и социально-психологических методов.

Таким образом система управления – это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих самостоятельную систему производственных отношений.

Основными задачами управленческой деятельности организации связи являются:

· обеспечение конкурентоспособности отрасли и ее хозяйствующих субъектов на рынках услуг, труда, капитала, ценных бумаг;

· повышение эффективности использования факторов производства, улучшение конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов;

· более полное удовлетворение потребностей общества в услугах связи, повышение их качества.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Поясните сущность управления, назовите задачи управленческой деятельности.

2. Назовите два порядка координации хозяйствующих систем, в чем их отличие.

3. Приведите основные принципы организации управления отраслью связью.

4. Назовите основные функции управления.

5. Поясните, как влияет на характер организации управления форма собственности хозяйствующих субъектов.

6. Назовите основные задачи управленческой деятельности организаций и отрасли связи в рыночной экономике.

 

 

Рекомендуемая литература

I. (гл. 2, стр. 50 - 73)

II. (гл. 2, стр. 19 – 37)

III. (гл. 4, стр. 66 – 75)

 

 

Услуги связи и их планирование

 

 

3.1. Услуги связи: сущность, методы измерения

 

Связь является самостоятельной отраслью общественного производства и служит для удовлетворения потребностей в общении и обмене информацией (товарами, денежными средствами).

Услуги связи, исходя их определения их сущности (см. лекцию 1), могут быть выражены:

а) в форме обмена – количества перемещаемых отправлений (информации);

б) в форме технических устройств (каналов) связи, предоставляемых в пользование потребителям.

Особенности производства услуг связи, предусматривающие участие нескольких организаций связи в передаче информации, сообщений, обуславливают необходимость деления услуг связи на две группы:

(услуги, отражающие весь процесс перемещения информации от отправителя до адресата (законченные услуги);

(услуги, имеющие незаконченный характер и отражающие один из этапов обработки, прохождения информации: исходящий, входящий, транзитный.

Услуги связи выражаются в натуральных измерителях.

Натуральный измеритель характеризует количество услуг, предоставленных организацией связи за соответствующий период.

Так как на уровне отдельной организации связи услуга носит незаконченный характер (см. тема №1), то натуральные измерители услуг организаций связи характеризуют количество исходящих, входящих, транзитных отправлений, а также количество каналов связи, обслуживаемым хозяйствующим субъектом.

На уровне отдельной подотрасли услуга связи носит законченный характер, поэтому натуральный измеритель не предусматривает деление отправлений на исходящие, входящие и транзитные.

Натуральные измерители имеют важное значение для оценки результатов деятельности организаций связи и отрасли в целом. На их основе осуществляется расчет душевых уровней потребления, определяются численность работников и производительная мощность оборудования, исчисляются средние доходные таксы, разрабатываются нормы труда и т.д.

В то же время натуральный измеритель обладает существенным недостатком. На его основе невозможно оценить совокупность услуг, предоставленных организациями, подотраслями и отраслью связи. Совокупная оценка произведенных услуг связи осуществляется на основе стоимостного измерителя.

Для выражения стоимость услуг связи применяются тарифы (цены), которые формируются с учетом законов рыночной экономики и в то же время отражают специфику производства и потребления услуг.

 

 

3.2. Планирование услуг связи

При изучении основы планирования услуг связи необходимо уяснить, что расчет услуг, выраженных обменом, и прогноз услуг, выраженных техническими устройствами (каналами) связи, на плановый период осуществляется по различным методикам.

Для организаций связи особо важное значение, имеет объективный прогноз исходящего платного обмена, т.е. количества почтовых, телеграфных сообщений, междугородных телефонных разговоров, обработанных на начальном этапе производственного процесса. Первостепенное значение исходящего платного обмена объясняется тем, что от его величины зависит величина доходов от основной деятельности соответствующей организации связи.

Планирование исходящего платного обмена осуществляется двумя способами. Первый наиболее простой метод расчета количества исходящих платных отправлений на плановый год базируется на определении ожидаемой величины исходящего платного обмена текущего года (q m) и среднегодового коэффициента изменения обмена () в плановом периоде:

q пл = q m

Расчет среднегодового коэффициента () осуществляется на основе динамики исходящего платного обмена по соответствующему виду услуг за предыдущие три года и текущий год:

,

где i1, i2, i3 – темп изменения количества исходящих платных услуг данного вида за соответствующий период.

 

,

где q t – количество исходящих платных услуг данного вида в t-ом году;

q t-1 – количество исходящих платных услуг в предыдущем году.

Второй метод расчета исходящего платного обмена на плановый период осуществляется на основе душевых уровней потребления (Упл) и численности населения, обслуживаемой организацией связи (Нпл):

q пл = Упл * Нпл

Наиболее сложным в данной методике является прогноз душевых уровней потребления услуг связи, который характеризует количество услуг связи (исходящих платных) в расчете на одного жителя.

На уровень и динамику потребления услуг связи оказывает влияние множество факторов внешней среды и внутриотраслевых индикаторов.

К факторам внешней среды относятся: численность и плотность населения, проживающего на обслуживаемой территории, уровень экономического развития региона, показатели инфляции и величина доходов потребителей, деловая активность населения, уровень его образования.

Внутриотраслевыми индикаторами, оказывающими значительное влияние на формирование уровня спроса и потребления услуг связи, являются:

· качество обслуживания, качество услуг связи;

· уровень тарифов на услуги связи;

· темпы развития взаимозаменяемых услуг связи, например, к взаимозаменяемым услугам относятся письмо, телеграмма, междугородный телефонный разговор.

Душевой уровень потребления услуг связи соответствующего вида на плановый год определяется по формуле:

У пл = У баз. * К вн * К отр.,

где У баз – душевой уровень потребления услуг связи данного вида в базисном году;

К вн – коэффициент, учитывающий влияние факторов внешней среды в плановом периоде;

К отр – коэффициент, учитывающий влияние внутриотраслевых факторов в плановом периоде.

Душевой уровень потребления услуг в базисном периоде определяется путем деления исходящего платного обмена по данному виду услуг (q баз) на численность населения базисного года (Н баз):

Степень влияния коэффициентов на формирование душевых уровней потребления услуг связи различного вида определяется на основе маркетинговых исследований. Необходимо учитывать, что значения коэффициентов для различных видов услуг связи неодинаковы и зависят от насыщения рынка услугами данного вида, их конкурентоспособности, других факторов.

Более объективный прогноз исходящего платного обмена может быть получен на основе изучения уровней потребления в различных сегментах рынка. Основными сегментами рынка (потребителями услуг связи) являются население и деловой сектор, который, в свою очередь, включает бюджетные организации и коммерческие структуры.

Расчет услуг связи, выраженных техническими устройствами (каналами) связи, на плановый год осуществляется в среднегодовом исчислении. Для этого определяется ожидаемое число каналов (телефонных аппаратов, радиоточек, таксофонов и т.д.) на начало планируемого периода , а затем в соответствии с планом развития технических устройств связи – прирост числа каналов в плановом году с учетом их поквартального ввода. На основе этих данных рассчитывается среднегодовое количество каналов на плановый год:

,

где - среднегодовой прирост каналов связи по плану на следующий год.

Среднегодовой прирост каналов связи определяется с учетом времени их функционирования в плановом году:

,

где - число каналов связи (технических устройств), вводимых в эксплуатацию в соответствующем квартале планового года.

Числовые коэффициенты учитывают время функционирования вводимых каналов.

Абсолютный прирост технических устройств на плановый год определяется с учетом:

¨ спроса на установку технических устройств данного вида (количества заявок на начало планового года);

¨ резерва производственных мощностей на начало планового периода;

¨ планируемого ввода новых производственных мощностей.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Поясните сущность и виды услуг связи.

2. Назовите единицы измерения услуг связи.

3. Приведите методы расчета исходящего платного обмена на плановый период.

4. Поясните методику расчета среднегодового количества технических устройств (каналов) на плановый год.

5. Укажите как определяется абсолютный прирост технических устройств на плановый период.

 

Рекомендуемая литература

I. (гл. 3, стр. 79-112)

II. (гл 3, 4, стр. 38-69)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.