Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные признаки общества по Э. Шиллзу






1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы (автономность и самодостаточность общества).

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями объединения (самовоспроизводство).

4. Объединение имеет территорию, которую считает собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида (целостность и устойчивость).

8. Его сплачивает общая система ценностей, обычаев, традиций, нравов, которую называют культурой.

Составными элементами общества являются

1) социальные связи и отношения;

2) социальные действия и взаимодействия;

3) социальные ценности и нормы.

Основные уровни общества:

1) Микроуровень (уровень отдельно взятого индивида);

2) Мезоуровень (уровень социальных групп и социальных институтов);

3) Макроуровень (уровень общества в целом).

В марксистской социологии, в которой выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество включает в себя четыре основные сферы – экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). Каждая из предыдущих подсистем оказывает определяющее влияние на последующие и испытывает обратное воздействие. Каждая из этих наиболее общих социальных систем занимает определенное место в социетальной системе и выполняет (хорошо, плохо или вовсе не выполняет) строго очерченные функции. В свою очередь, каждая из наиболее общих систем включает в свою структуру в качестве элементов бесконечное множество социальных систем менее общего порядка (семья, трудовой коллектив и т.д.).

Постоянное воспроизведение способов взаимосвязи и взаимодействия компонентов, а следовательно, сохранения целостности и устойчивости общества обеспечивается путем выполнения обществом определенных функций. Т.Парсонс определяет основные функции, без которых система как таковая существовать не может:

· способность к адаптации (обеспечивается экономической подсистемой общества);

· целедостижения (политической подсистемой);

· интеграции (правовыми институтами и обычаями);

· воспроизводство структуры (системой верований, моралью и органами социализации).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система.

Чаще всего понятие общество понимается в двух значениях: узком и широком.

В узком смысле - это отдельно взятое общество, рассматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство).

В широком смысле - это мировое сообщество или мировая система, подразумевающая все человечество как целое.

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей; как устойчивую систему социальных связей и отношений между индивидами и социальными группами, которая регулируется законом, обычаями, социальными институтами.

Кроме общества существуют еще и такие понятия как " страна" и " государство".

Государство представляет собой искусственный политический конструкт - институт, призванный управлять этими взаимодействиями, политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти, наличие аппарата управления.

Страна – территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

2. Долгие годы в отечественной социологии термин «социальные изменения» не употреблялся. В общественных науках и в практической политике у нас культивировалось понятие «социальное развитие», обозначающее лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, усовершенствования. Однако существует множество других социальных изменений, которые невозможно признать изменениями в сторону совершенствования, как, например, возникновение, становление, рост, исчезновение, переходный период и т.д. Поэтому и получило широкое распространение более широкое понятие «социальные изменения», которое не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг социальных перемен, безотносительно к их направленности. Социальные изменения подразумевают не любые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической, духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:

1. На уровне межличностных отношений (либерализация половой морали).

2. На уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов).

3. На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).

4. На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

Виды социальных изменений в зависимости от типа социальных связей:

1. Структурные социальные изменения - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).

2. Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения в миграционных процессах, в стратификации общества).

3. Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования, законодательной и исполнительной власти).

4. Мотивационные - изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности(изменения мотивации студентов).

Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов.

Также выделяют такие типы социальных изменений как:

1. Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные, качественные) изменения;

2. Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);

3. Имитационные (копирование существующих форм социальной жизни) и инновационные (создание новых форм социальной жизни).

Если наличие социальных изменений в социальных системах признается всеми социологами, то по поводу факторов социальных изменений высказываются различные мнения.

1. На вопрос, откуда поступает импульс для социальных изменений, имеются два ответа:

1) представители экзогенных теорий (географическое направление) полагают, что социальные изменения порождаются внешними факторами: климатом, ландшафтом и т.д.;

2) большинство социологов являются сторонниками эндогенных факторов развития, т.е. полагают, что причины социальных изменений надо искать в самом обществе. Так, представители конфликтного подхода движущей силой развития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущи любому социальному строю. Марксистская социология в качестве главной движущей силы общества видит единство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах. В экономической – противоречие между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической -– борьба классов, в духовной – борьба идеологий.).

2. Относительно роли объективных и субъективных факторов в социальных изменений высказываются две точки зрения:

1) сторонники субъективизма в качестве основной причины социальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида или группы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;

2) сторонники объективизма полагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.

3. На вопрос, носят ли социальные изменения причинно обусловленный или случайный характер, также предлагается два ответа:

1) марксистский детерминизм подчеркивает причинную обусловленность всех социальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество, существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;

2) социальный дарвинизм считает, что социальные изменения совершаются благодаря случайным вариациям и природному отбору.

4. На вопрос о том, какие причины порождают социальные изменения, предлагаются следующие ответы:

1. Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всего общества.

2. Социально-экономические теории главную причину видят в экономике, производственных отношениях.

3. Индустриально-технологические теории полагают, что социальные изменения производны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения:

1) изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновение биотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породило суррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и в новых социальных ролях);

2) новые технологии, новая техника создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения, компьютерной техники и т.д.);

3) новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализирует труд многих высококвалифицированных работников).

 

Лекция 8.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.