Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленчиские решения






Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления (менеджера), который разрабатывается на основе знания объективных законов развития организации и анализа информации о ее состоянии, определяет программу и характер деятельности коллектива или отдельных работников по преодолению назревшей проблемы.

Принятие решений, как и обмен информацией, – составная часть управленческой функции. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения это умение, развиваемое с опытом.

Решение – это выбор альтернативы. Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций, многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы, т.к. каждая управленческая функция связана со многими общими, жизненно важными решениями. Принятие решений имеет место в повседневной жизни и даже в самой элементарной производственной системе, состоящей из трех компонентов: человек, орудие труда, предмет труда. Перед тем, как начать воздействовать при помощи орудия труда на предмет труда, человек мысленно определяет для себя цель и способ действия, т.е. принимает решение. Но, независимо от уровня процесса производства, процесс управления представляет собой цикл последовательно совершающихся фаз: принятия решения; организация исполнения решения; сбор и обработка информации для последующего принятия решения.

В цикле управления – принятие решения является наиболее ответственной фазой. От качества принятого решения зависит успех его исполнения. Решение, которое принимает руководитель в рамках своих прямых обязанностей, называются организационными решениями.

Наиболее ценными организационными решениями являются те, которые позволяют организации в кратчайшее время с наименьшими затратами приблизиться к поставленной цели.

Организационные решения делятся на запрограммированные и запрограммированные решения.

Запрограммированные – это решения, которые являются результатом заранее предусмотренных действий в повторяющихся ситуациях.

Запрограммированные – это решения в новых ситуациях и связанные с неизвестными факторами.

В силу того, что организационные решения принимаются относительно системы, они не могут иметь только положительные результаты. Если решение затрагивает все предприятие, то для какой то его части оно может иметь отрицательные последствия. Поэтому организацию следует всегда

рассматривать с позиции системного подхода, а возможные последствия принимаемого решения – для каждой его части.

Хороший руководитель тот, который принимает решения с наименьшими отрицательными последствиями. Выбрать хорошее решение трудно. Принятие решения – это психологический процесс. Человеком могут двигать и логика и чувства. Психологическое состояние зависит от социальных установок, накопленного опыта и личностных ценностей. Они определяют и поведение человека в принятии решений.

Решения принимаются под воздействием на человека комплекса факторов. Но все же, они носят или интуитивный, основанный на суждениях характер, или рациональный характер.

Если решение принято в соответствии с требованиями сложившейся ситуации, оно считается обоснованным. Но эти требования необходимо формулировать для каждого конкретного решения.

Все требования к решению в управлении сводятся к следующему:

■ главным является степень достижения цели, т.е. решение должно
быть эффективным;

■ решение должно обеспечивать достижение цели с наименьшими
затратами;

■ решение должно своевременно достичь управляемого объекта и
быть реализовано;

■ решение должно оказывать воздействие на управляемый объект до
тех пор, пока существуют объективные факторы, его породившие;

■ решение должно быть обеспечено всеми необходимыми ресурсами
для его претворения в жизнь.

Решение следует принимать быстро, но не опережая время. Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решать, оправдывает ли выгода от принятия более качественного решения те затраты, которые были направлены на получение дополнительной информации.

Поведенческие факторы, такие как негативное отношение к чему-либо или кому-либо, личностные пристрастия и барьеры восприятия информации, – являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений. Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой. Эффективно работающий руководитель должен понимать взаимозависимость решений и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.

 

Функции управленческого решения:

направляющая – ориентация развития организации на достижение целей;

обеспечивающая – выполнение решения является условием достижения целей;

координирующая – обоснование и выполнение решений способствует
объединению усилий подразделений и отдельных работников;

• стимулирующая –решения придают импульс в улучшении работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.