Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логистическая система предприятия




Логистика ставит и решает задачу проектирования гар­моничных, согласованных материалопроводящих логисти­ческих систем, с заданными параметрами материальных потоков на «входе» и «выходе». Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками. Свойства логистических систем можно охарактеризовать следующим образом:

1. Во-первых, система есть целостная совокуп­ность элементов, взаимодействующих друг с другом. Деком­позиция логистических систем на элементы осуще­ствляется по разным уровням. На макроэкономическом уровне при прохождении ма­териального потока от одного предприятия к другому в ка­честве элементов могут рассматриваться сами эти предпри­ятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем[46]:

Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему.

Производство – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда.

Сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Отсюда следует, что элементы логистических систем разнокаче­ственные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функ­ционирование каждого из элементов логистической системы.

2. Во-вторых, между элементами ло­гистической системы имеются существенные связи, кото­рые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологис­тических системах элементы связаны внутрипроизводствен­ными отношениями.

3. В-третьих, связи между элементами логистический системы определённым образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организа­цию.

4. В-четвёртых, логистическая система обладает интегративными качества­ми, не свойственными ни одному из элементов в отдельно­сти. Это способность поставить нужный товар в нужное вре­мя, в нужное место, необходимого качества, с минималь­ными затратами, а также способность адаптироваться к из­меняющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя тех­нических средств)[47].

Интегративные качества логистической системы позво­ляют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю сре­ду, достигая при этом заранее намеченных целей.



По мнению учёного Н.К. Моисеевой «логистическую систему, способную ответить на возни­кающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма – подъёмно-транспортная техника, центральная нервная система – сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую инфор­мационную систему. По размерам этот организм может за­нимать территорию завода или предприятие оптовой тор­говли, а может охватывать регион или выходить за преде­лы государства. Он способен адаптироваться, приспосабли­ваться к возмущениям внешней среды, реагировать на неё в том же темпе, в котором происходят события»[48].

Общепринятое определение логистической системы гла­сит: логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистичес­кие функции[49]. Она, как правило, состоит из нескольких под­систем и имеет развитые связи с внешней средой. В каче­стве логистической системы можно рассматривать промыш­ленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально воз­можной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупа­ются средства производства. Они в виде материального по­тока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логис­тической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.



Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

ñ продукт – нужный продукт;

ñ качество – необходимого качества;

ñ количество – в необходимом количестве;

ñ время – должен быть доставлен в нужное время;

ñ место – в нужное место;

ñ затраты – с минимальными затратами.

Цель логистической системы считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Организация материальных потоков и управление ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путём распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей, и вместе с тем требует определённой организации: обеспечения ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и другие. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования логистической системы. Управление материальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удерживать её параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед предприятием целей. Отдельные стадии процесса движения материальных потоков: складирование, хранение, транспортировка осуществляются на предприятии в пространственно обособленных подразделениях, каждое из которых выполняет определённые функции.

Пространственная структура логистической системы представляет собой состав функциональных подразделений предприятия, участвующих в формировании и преобразовании материальных потоков, их взаимное расположение на территории и формы взаимосвязей по выполнению производственных заказов.

Структура логистической системы определяется рядом факторов:

ñ диверсификация производства непосредственно влияет на состав и специализацию производственных подразделений, количество складов, ассортимент запасов, степень разнообразия связей с поставщиками и их число;

ñ объём выпуска продукции определяет размеры запасов и отдельных производств, их количество, а также мощность грузопотоков. Чем больше объём выпуска продукции, тем крупнее производственные подразделения, отчётливее их специализация, больше объём прибывающих на предприятие и отправляемых с него грузов. Увеличение объёма выпускаемой продукции приводит к увеличению среднесуточного расхода материала и обусловливает необходимость создания больших запасов;

ñ метод организации перемещения грузов влияет на размеры транспортных подразделений, состав участников выполнения работ, число звеньев в передвижении продукции и количество промежуточных складов. Так, переход к транзитной схеме организации грузопотоков приводит к уменьшению числа звеньев в передвижении и сокращению объёма работ по переработке грузов;

ñ методы организации производства влияют на количество и объём внутренних перевозок, размеры незавершённого производства;

ñ тип системы управления запасами влияет на их величину в производстве: чем больше интервал времени между поставками и объём заказа, тем выше уровень запасов.

Пространственная структура логистической системы предопределяет порядок (последовательность) выполнения операций по преобразованию материальных потоков во времени. Возникающие при этом временные связи характеризуют отрезки времени, в которые протекают отдельные стадии процесса выполнения заказа или фиксируются его промежуточные результаты – «события».

Для характеристики временного аспекта организации материальных потоков используются следующие понятия: цикл выполнения заказа; структура цикла выполнения заказа; длительность цикла заказа.

Цикл выполнения заказа – это комплекс определённым образом организованных во времени элементарных потоков, возникающих при выполнении логистических операций в процессе продвижения заказа с момента его получения до исполнения.

Момент получения заказа характеризует временную точку поступления запроса на изготовление продукции определённого вида и назначения. Момент выполнения заказа означает поступление продукции в торговую сеть – для товаров личного потребления или на склад предприятия заказчика – для изделий производственного назначения.

Структура цикла выполнения заказа включает шесть этапов:

ñ получение заказа;

ñ техническая подготовка (планируется только один раз при получении нового заказа);

ñ поставка материалов;

ñ подготовка к запуску;

ñ собственно производство (от запуска укомплектованного заказа до момента завершения всех работ в производстве);

ñ поставка заказа[50].


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал