Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы к управлению процессом ресурсосбережения базируются на логистической теории. Ресурсосбережение и логистика рассматриваются как взаимосвязанные понятия.






Эффективная политика управления материальными потоками на основе логистики – мощный рычаг развития предприятия, оптимизации его структуры для решения задач с применением логистических подходов. Учитывая функциональную направленность, логистика является научной и прикладной базой товародвижения, инструментом антикризисного менеджмента. Логистика нацелена на использование системного подхода к проблемам бизнеса, который предусматривает взаимосвязь основных функциональных областей деятельности: информатизация, маркетинг, производство, транспорт, финансы и другие.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал определение логи­стики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и другие.

Понятие логистики многогранно, в самом общем виде логистика определяется как наука управления, планирования, организации, контроля движением материальных и связанных с ними информационных и финан­совых потоков от первичного источника до конечного потребителя [44].

Логистика в сфере управления материальными потоками понимает­ся как наука:

ñ о рациональной организации производства и распределения, которая
комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производ­ства;

ñ о совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции;

ñ о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных сис­тем – от производства до потребления;

ñ об управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени;

ñ о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом;

ñ об интеграции производственного и перевозочного процессов, включая
все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой и их необходимым информационным обеспечением;

ñ о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального по­тока и соответствующего ему информационного потока;

ñ о планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков;

ñ о физическом распределении материальных ресурсов, техническом,
технологическом, организационном и информационном обеспечении данного процесса.

Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем.

Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

В предпринимательской деятельности выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

Другое определение характеризуется более широким подходом и дополнительно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения и представляет собой совершенствование управления материальными и связанных с ними информационными и финансовыми потоками.

Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками и сопровождающего его информационного потока.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и прочее.

В логистический процесс вовлечены раз­личные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самих движу­щихся и периодически накапливаемых в запасах грузов.

Совокупность производительных сил, обеспечивающих про­хождение грузов, также орга­низована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводящая система. Традиционно эти системы специально не проекти­руются, а возникают как результат деятельности отдель­ных элементов различных предприятий, или же подразде­лений одного предприятия.

В этой связи, возникшие функции снабжения материалами и сырьём, производства продукции, её хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление науки и форму хозяйственной практики – логистику.

Ключевым понятием в логистике является материальный поток. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьём, полуфабрикатами и го­товыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятия­ми или внутри одного предприятия.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматрива­емая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и (или) технологических (механообработка, сборка и другие) опера­ций и отнесенная к определенному временному интерва­лу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный за­пас.

Материальный поток характеризуется определённым набором параметров:

ñ номенклатура, ассортимент и количество продукции;

ñ габаритные характеристики (объём, площадь, линей­ные размеры);

ñ весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

ñ физико-химические характеристики груза;

ñ характеристики тары (упаковки);

ñ условия договоров купли-продажи (передачи в соб­ственность, поставки);

ñ условия транспортировки и страхования;

ñ финансовые (стоимостные) характеристики;

ñ условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.

С каждым из указанных параметров связан определён­ный объём информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и огра­ничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансо­вые потоки могут не совпадать с материальными.

Материальный поток образуется в результате совокупности определённых действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Логистическую операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек [45].

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим её, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние. Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения.

В научной и практической деятельности предприятий выделяют следующие виды логистики:

ñ логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

ñ производственную логистику;

ñ сбытовую (маркетинговую, или распределительную).

Функции логистических закупок:

ñ Определение потребности в необходимых материальных ресурсах.

ñ Получение и оценка предложений.

ñ Выбор поставщиков.

ñ Согласование цены и заключение договоров.

ñ Формирование заказов.

ñ Контроль над количеством и сроками поставок.

ñ Входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе.

ñ Управление запасами и контроль.

Распределительная (маркетинговая) логистика связана с товародвижением в сфере распределения, планированием и контролем за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования. Задача – довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок.

В распределительной логистике: исполнитель – «предприятие- изготовитель», в закупочной логистике – «покупатель».

Функции распределительной логистики:

ñ выгодно распределить;

ñ выгодно реализовать;

ñ выгодно продать.

Цели распределительной логистики:

ñ обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг;

ñ обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг;

ñ постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках;

ñ обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения;

ñ совершенствовать условия поставки;

ñ устанавливать устойчивые контакты с потребителями;

ñ следить за выполнением заказов на поставку;

ñ создавать новые склады на рынках потребителя;

ñ обеспечивать экстренные нужды потребителей;

ñ создавать и поддерживать необходимый уровень товарно-материальных запасов;

ñ обеспечивать максимальный сервис.

Цели и задачи сервиса:

ñ поддержание больших объемов товарно-материальных запасов;

ñ безупречная система транспортировки;

ñ наличие множества складов на разных рынках;

ñ организация дополнительных точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов.

Затраты на сервис долговременные, поэтому эффект проявляется не сразу. Деньги на сервис, потраченные меньше определённой суммы также не обеспечивают эффекта от инвестиций. Это и определяет решение об аутсорсинге распределительной и закупочной логистики.

Распределение одного предприятия тесно связано с закупкой на другом предприятии. Отличия логистики распределения от логистики закупок состоит в том, что процесс распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи.

В соответствии с современными задачами логистики различают её основные функции: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения, и мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К функциям координации относятся:

ñ выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

ñ анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков;

ñ обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. В рамках координационных функций логистики выделилось ещё одно из её направлений: оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.